Банковский контроллинг

Название работы: Банковский контроллинг

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Роль контроллинга в управлении ресурсами банка 5

1.1. Понятие и назначение банковского контроллинга 5

1.2. Контроллинг и ресурсы банка 17

1.3. Выбор методики оценки эффективности использования ресурсов банка 23

Глава 2. Система контроллинга и управления ресурсами АСД-банка 33

2.1. Общая характеристика банка и его системы контроллинга 33

2.2. Анализ качества активов и пассивов банка 38

2.3. Анализ доходности и эффективности размещения ресурсов 53

Глава 3. Оптимизация системы контроллинга ресурсов 59

3.1. Разработка новых методов контроллинга 59

3.2. Прогноз изменения финансовых показателей банка 70

Заключение 81

Список использованной литературы 85

ПРИЛОЖЕНИЯ .89

Выдержка:

Введение:

В настоящей работе рассматривается система банковского контроллинга. Под термином «контроллинг» понимается совокупность технологий направленных на информационное, аналитическое и методическое обеспечение управленческих решений. Банковский контроллинг связан прежде всего с эффективным управлением ресурсами, как собственными, так и привлеченными, а, вследствие этого, с контролем подразделений и функциональных блоков банка, отвечающих за те или иные операции, влияющие на банковские ресурсы.

В истории использования современных управленческих технологий российскими банками можно усмотреть несколько этапов, почти совершенно синхронных этапам развития банковской системы.

Первый период – 1992- 1994 годы. Период финансовой нестабильности, гиперинфляции. Время сверхприбылей и относительно легкой жизни для банков. Как следствие, управленческие технологии практически не востребованы, руководители более полагаются на личную расторопность, связи и здравый смысл.

Второй период – 1995 – 1998 годы. Относительная финансовая стабилизация. Сверхприбыли внезапно исчезли и банки к этому не были готовы. Как следствие - волна банкротств. Из первой полусотни банков того периода, кроме Сбербанка, до нашего времени, пожалуй, никого и не устоял. Такая тревожная обстановка побудила руководителей кредитных организаций обратиться к опыту своих предшественников и прибегнуть к услугам профессионалов. В лексиконе банкиров появляются термины: «управленческий учет» и «бюджетирование», на полках книжных магазинов блистал бестселлер «Семь нот менеджмента», семинары и курсы по этой тематике завелись во всех высших учебных заведениях экономической направленности. Однако в этой эйфории было много поверхностного. Руководители уже понимали, что без этого не обойтись, но, в массе своей, навыков в использовании нового управленческого механизма еще не имели. Поэтому часто подразделения, ведающие вопросами представления руководству информационной, аналитической и методической поддержки оставались модными, но практически мало востребованными украшениями.

Третий период – от августа 1998 до настоящего времени. Августовский катаклизм заметно переменил отношение предпринимателей к информации о деятельности своего предприятия, прежде всего, тем, что позволил наглядно и быстро уяснить какая же именно информация для их бизнеса является максимально полезной. К сожалению, для многих, именно та, которой не доставало в первые месяцы после кризиса. Теперь уже не специалисты объясняли, что нужно знать руководству, а сами руководители могли внятно сформулировать свои информационные потребности. Это внутреннее изменение говорит том, что управление переходит на качественно новый уровень, образно говоря, с романтического, административно - субъективного на практический, рыночно - объективный. Соответственно, и потребность в различных элементах контроллинга из умозрительной превратилась в насущную.

Такая перемена акцентов оказалась весьма благодатной для дальнейшей судьбы контроллинга в России. С одной стороны, предпринимателями осознается потребность в комплексном и полном решении задач контроллинга. В подтверждение этому можно привести множество примеров, в том числе и в финансовой сфере. Ограничимся упоминанием лишь наиболее известных: «Внешторгбанк», «Газпромбанк», «Банк Москвы», «Никойл». С другой стороны, уже имеется объединение профессионалов в этой сфере – Объединение контроллеров, издается журнал. Таким образом, накапливаемый опыт публикуется, обсуждается, анализируется, систематизируется, передается что дает новые импульсы развитию как самих профессионалов, так и дисциплины в целом.

Глава 3:

Сравним соотношение между счетами до востребования и срочными депозитами: в 2000 году – 25 : 75, в 2001 году – 9 : 91, в 2002 году – 2 : 98, в 2003 году – 10 : 90. Наблюдавшаяся тенденция снижения доли депозитов до востребования свидетельствует о наличии у банка качественного совершенствования структуры платных источников, так как более дорогие (но совершенно предсказуемые по своему поведению во времени) источники могут обеспечить банку управление активно-пассивными операциями. В условиях достаточной ликвидности и недостаточной прибыльности функционирования необходимо повернуть эту тенденцию вспять. Необходимы более дешевые, пусть и непредсказуемые источники, какими могут быть депозиты до востребования (банк может позволить себе дополнительный риск).

Увеличение удельного веса срочных депозитов и вкладов свидетельствует о работе банка по предложению новых банковских продуктов на рынке для привлечения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Такая тенденция является положительной для банка, поскольку срочные обязательства, благодаря своему стабильному временному горизонту, позволяют банку осуществлять качественный финансовый менеджмент по управлению портфелем банка.

Таким образом, проведенные преобразования должны снизить стоимость привлечения ресурсов, а следовательно и расходов банка за счет снижения доли МБК (дорогого ресурса), увеличения доли операций с ценными бумагами и депозитов до востребования и краткосрочных депозитов (дешевы ресурсы).

Проведем прогноз изменения расходов банка при предположенных изменениях (допустим, что стоимость ресурсов остается на прежнем уровне). Размер суммарных пассивов не меняется. В таблице 3.7 приведены возможные изменения расходов от депозитов и операций с ценными бумагами.

Заключение:

Контроллинг - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Контроллинг призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения в запланированные показатели развития предприятия. Контроллинг - это область согласования (координации) плановых показателей с фактическими показателями предприятия.

Цель применения контроллинга - при помощи наглядных оценок предоставить достоверную информацию о перспективах развития предприятия, что позволит целенаправленно осуществлять руководство и своевременно устранять возникающие препятствия. Основная функция контроллинга - это согласование (координация) всех экономических отделов предприятия для эффективного управления этим предприятием.

Банковский контроллинг построен на оперативном учете с помощью информационных технологий банка, на основе которых строится управленческая отчетность, с помощью которой можно выявить эффективность тех или иных направлений, подразделений, продуктов банка, сравнить с планом и на этой основе принять управленческие решения.

Банковский контроллинг нацелен прежде всего на рациональное управление ресурсами банка. Анализ и управление ресурсами банка (контроллинг ресурсов) связан со следующими этапами комплексного анализа финансового состояния банка: анализ структуры и динамики активов банка, анализ доходов и расходов банка, анализ финансовой устойчивости банка

В результате определяется, насколько эффективно размещены ресурсы с точки зрения эффективности и безрисковости. По результатам анализа принимаются соответствующие управления в части управления ресурсами.

Можно сделать обобщающий вывод контроллингу и управлению ресурсами АСД-банка. С одной стороны, выявленные тенденции свидетельствуют о снижении ликвидности, что подтверждается расчетами по Инструкции № 1, с другой - о повышении базы работающих (доходных) активов. В результате чего банк имеет дополнительный доход по сравнению с базовым периодом.

За рассматриваемый период активы, взвешенные с учетом риска выросли почти в три раза, что связано с ростом выдачи ссуд предприятиям – единственной реально развивающейся операцией, приносящей большой доход банку. Взвешенные активы не превышают 50% капитала банка, следовательно активы банка можно отнести к критическому рейтингу.

Наблюдается общая тенденция снижения доли собственных средств банка, что говорит о намерении привлекать больше ресурсов, тем самым увеличивать доходность деятельности. Это связано с ростом сбережений граждан в банке, постепенно восстанавливающимся после кризиса 1998 года. Так же банк активно привлекает на расчетно-кассовое обслуживание предприятия Санкт-Петербурга, выпускает векселя в большем объеме. С одной стороны наблюдается тенденция к увеличению объема депозитов на срок. С другой стороны мы наблюдаем увеличение удельного веса и депозитов всего. Уменьшение удельного веса депозитов до востребования большей частью вызвано изменением удельного веса вкладов физических лиц. Кроме того, банк почти в 3 раза увеличил объемы долговых обязательств.

Похожие работы на данную тему