Введение:
Важнейшим элементом рыночной экономики является налого¬вая сис-тема. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые госу-дарством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. Появление нало¬гов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Раз-витие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождают-ся преоб¬разованием налоговой системы.
В современном обществе налоги — это основной источник до¬ходов го-сударства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, ре-гиональных и местных бюджетов любой развитой страны. Кроме фискальной функции налоги используются в каче¬стве инструмента экономического воз-действия государства на структуру и динамику общественного воспроизвод-ства, на направ¬ления социально-экономического развития.
То, что налоги нужны, так же как нужно само государство, которое со-держится за счет этих налогов, ни у кого не вызывает сомнения. Но нельзя не учитывать и того обстоятельства, что налоги всегда являются для общества бременем, и довольно тяжким.
Изъятие посредством налогов части доходов или прибыли предприни-мателей лишает их стимула к продолжению деятельности, подрывает финан-совую базу производства и сокращает его инвестиционные возможности, по-вышает себестоимость товаров и в конечном счете их цену. Это, создавая трудности с реализацией, отрицательно сказывается на конкурентоспособно-сти товаров на рынке, заставляя предпринимателей либо сворачивать произ-водство, либо уходить в теневую экономику.
Обложение налогом доходов физических лиц, не говоря уже о том, что это снижает их жизненный уровень, приводит к сокращению покупательной способности населения. А это ухудшает общую экономическую ситуацию в стране – товары не находят спроса, заставляя производителей сворачивать производство. Экономика впадает в состояние стагнации.
Глава 3:
Сложное финансовое состояние ООО “Мечта” в рассматриваемый период заставляет обратить пристальное внимание не только на финансовые результаты деятельности предприятия, но и на особенности его налоговой нагрузки, образующейся из совокупных выплат предприятия в государствен-ный бюджет и внебюджетные фонды.
Платежи, осуществляемые предприятием составляли следующие нало-ги, сборы и отчисления в фонды социального страхования (при рассмотрении особенностей налогообложения использовались нормативные акты, действо-вавшие в рассматриваемый отчетный период):
Федеральные налоги и сборы:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20 % на всю про-дукцию предприятия, поскольку не имел законодательно установленных льгот для неприменения указанного налога. В качестве налоговой базы для исчисления НДС нами использована разница между оборотом по реализации товаров и НДС, уплаченного при их приобретении (касается только товаров, подлежащих обложению НДС).
2. Налог на прибыль по ставке 24 % от налогооблагаемой прибыли ор-ганизации. В рассматриваемый период времени налог на прибыль не уплачи-вался в связи с убыточностью предприятия.
3. Отчисления в фонды социального страхования с фонда оплаты труда в размере 35,6 %.
Региональные налоги и сборы:
4. Налог на имущество по ставке 2 % .
5. Налог на пользователей автодорог по ставке 1 % от выручки, полу-ченной от реализации продукции (работ, услуг) и 1 % от суммы разницы ме-жду продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате за-готовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
6. Налог с продаж (НсП) по ставке 5%. Налоговой базой для исчисления налога в нашем случае с продаж является стоимость реализованных (опла-ченных) товаров и оказанных услуг, включая налог на добавленную стои-мость, кроме товаров, производимых и реализуемых местными товаропроиз-водителями за исключением алкогольной продукции.
Местные налоги и сборы
7. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы по ставке 1,5 % от валового дохода. При этом валовым до-ходом следует считать разницу между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров без НДС и НсП.
8. Налог на содержание милиции в размере 2 % от годового фонда за-работной платы, исходя из размеров минимальной оплаты труда.
9. Налог на рекламу по ставке 5 %.
Существуют различные подходы к расчету налоговой нагрузки на тех или иных хозяйствующих субъектов и иные объекты. Например, известны методологии определения налогового потенциала, уровня налоговой нагруз-ки населения, доли налогов в ВВП, определяющие налоговую нагрузку и ее динамику во времени на макроуровне и исчисляемые на базе основных мак-роэкономических показателей экономики страны. Однако их применение вполне правомерно при анализе динамических рядов налоговой нагрузки на макроуровне.
Заключение:
Анализ налогов и системы налогообложения проведенный в диплом-ной работе основывался на подготовке теоретической базы исследования, практической части исследования, непосредственном рассмотрении конкрет-ных итогов деятельности предприятия и выработке рекомендаций по совер-шению налогообложения на конкретном предприятии – ООО “Мечта”.
Проведенный анализ организационно-экономических характеристик деятельности ООО “Мечта” выявил, что созданное в составе четырех учре-дителей в 1992 году (в 1996 количество учредителей было сокращено до трех человек) общество с ограниченной ответственностью “Мечта” имеет закреп-ленный уставом перечень видов деятельности. Фактически в рассматривае-мый период времени основной деятельностью предприятия являлась торгово-закупочная деятельность предметами, предназначенными для ведения и обу-стройства домашнего хозяйства, санитарно-гигиенических материалов и тех-ники, отделочных материалов и других товаров хозяйственно-бытового на-значения импортного производства, поставляемых крупным оптовым пред-приятием из-за рубежа на условиях отсрочки платежа сроком на один месяц, причем удельные веса оптовой и розничной торговли на предприятии прак-тически одинаковы. Структура управления ООО “Мечта” типична для торго-вого предприятия, занимающегося оптово-розничными продажами, и пред-ставлена тремя уровнями управления для головного офиса (генеральный ди-ректор – руководители подразделений – сотрудники подразделений) и сме-шанной двух-трех уровневой схемой в магазинах ООО “Мечта”.