Введение
Социология рассматривает религию в ее отношении к общест¬ву, анализирует ее связь с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретирова¬лось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что в отличие от теологии понимает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия естественных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь социальных. Могут быть разными оценки и объяснения роли религии в созда¬нии, поддержании и изменении социального порядка, формирова¬нии личности, но именно изучение воздействия религии на общес¬тво и является главным делом социологии религии.
1. Язычество Древней Руси. Сравнительный анализ языческой и духовной религий
В середине II тысячелетия до н. э. начинает оформляться и обособляться массив праславянских племен в широкой полосе от Одера до Днепра. Их религиозные представления, насколько мож¬но судить, вписываются в общую схему первобытных земледельчес¬ких племен.
В славянском язычестве отложилось многое из того, что следует отнести к общему индоевропейскому единству; сохранилось кое-что и из более ранних охотничьих представлений.
В самом начале XII в. русский писатель, современник Владими¬ра Мономаха, дал интереснейшую периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:
1. Культ “упырей (вампиров) и берегинь” — дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворяв¬ший всю природу и деливший духов на враждебных и благожела¬тельных.