Глобальные тенденции политического развития диктуют новые требования к объяснительным схемам и научному инструментарию транзитологии. Становится очевидным, что представления о продолжающейся «третьей волне демократизации» (С. Хантингтон) и грядущем «конце истории» (Ф. Фукуяма) исчерпали себя. Теперь в отношении мировой политики все чаще используют метафору соревнования «либерального» и «авторитарного» политических проектов . Кроме того, отмечается ухудшение качества уже существующих демократий . В этих условиях резко возрастает актуальность исследований в рамках теории консолидации демократии, предполагающей изучение факторов и механизмов закрепления позитивной динамики демократического развития. Острота проблемы консолидации демократии особенно очевидна на примере постсоциалистических стран Центрально- и Юго-Восточной Европы (ЦВЮВЕ) и некоторых постсоветских политий, которые в силу целого ряда причин в исторически короткие сроки были вынуждены осуществлять коренные преобразования во всех сферах общества. Однако, несмотря на примеры относительно успешного демократического строительства, в особенности на постсоветском пространстве отчетливо просматривается тенденция, при которой на выходе из транзита образуются не устойчивые демократии, а режимы гибридного типа с преобладанием элементов автократических устройств. В этих странах консолидация демократии либо не начиналась, либо была сорвана.
*
*
Таким образом, функционально демократическая система должна быть ориентирована, прежде всего, на обеспечение целостности общества, и, напротив, сосредоточение власти только на самовыживании противоречит данному условию. Такую систему эффективной назвать нельзя. Эффективной же, при этом, является демократическая система, обеспечивающая согласованность между требованиями «входа» и решениями «выхода», что позволяет обеспечивать достаточный уровень поддержки существующего строя. Критерий оптимальности демократической системы означает соответствие ее функционирования базовым интересам и ценностям конкретного общества, а реализация основных потребностей большинства населения государства обеспечивает самосохранение демократической системы, а также сохранение ее демократического характера.
Современная демократия рассматривает отдельного индивида как гражданина, имеющего право на всеобщее голосование. Дальнейшее развитие демократического процесса заключается не столько в переходе от представительной демократии к прямой, сколько в переходе от политической демократии к социальной. То есть о развитии демократии в стране свидетельствует не увеличение числа политических субъектов, имеющих право участвовать в принятии решений, их касающихся, а увеличение политического пространства, в рамках которого это право может осуществляться .
Анализ эффективного становления демократических режимов позволяет утверждать, что демократические политические институты становятся действительно эффективными лишь в результате длительного процесса развития и адаптации к условиям и традициям данного общества, о чем свидетельствует опыт демократического строительства в западных странах. Так, о высокой степени демократичности в западных государствах следует говорить лишь со второй половины ХХ в.
*
*
3. Функционирование партийной системы, основное предназначение которой заключается в поддержание процесса воспроизводства качества демократических режимов. В демократических политических системах свою эффективность доказали многопартийные и двухпартийные системы. Их отличительной особенностью является отсутствие монополии на власть со стороны одной партии и существование реальной политической оппозиции. В переходных политических системах на этапе модернизации целесообразно конструирование партийной системы с доминирующей партией с перспективой ее дальнейшей эволюции в сторону либо двухпартийной, либо стабильной многопартийной системы .
4. Предотвращение и эффективное разрешение острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов. Несмотря на то, что конфликты являются неотъемлемой частью общества и политики, тем не менее, в целях обеспечения стабильности необходимо минимизировать негативные последствия социально-политических конфликтов