Введение
Актуальность.
От эпохи, в которую были созданы бессмертные произведения великого Н.В. Гоголя нас отделяют практически два века, однако интерес к творчеству классика не ослабевает до сих пор. Правомерно говорить не только о литературном феномене Н.В. Гоголя, но и феномене культурном. Н.В. Гоголь является одним из тех немногих писателей, чье творчество нашло отражение и интерпретацию практически во всех областях искусства: гоголевские мотивы в русской прозе 20 века, музыкальное искусство, театр, балет, кинематограф и анимация. Удивителен тот факт, что произведения этого писателя стали благодатной почвой для интерпретации не только его современниками, но органично легли в основу произведений новых жанров, были использованы кинематографистами и аниматорами.
На наш взгляд, такая востребованность Гоголя в сфере изящных искусств может объяснена необыкновенной глубиной и богатством гоголевского стиля. Во-первых, Н.В. Гоголь создавал произведения различных жанров: это драматические произведения (комедии), эпические произведения (повесть), лиро-эпические произведения (поэма).
Гоголю-драматургу удалось создать необыкновенно живые и реалистичные сценические образы, язык его пьес афористичен и остроумен, в основе конфликта лежат «вечные» проблемы, поэтому многие его комедии до сих пор звучат очень современно, что дает возможность их дальней театральной интерпретации.
....................
Глава 1. Произведения Н.В. Гоголя в живописи и графике
1.1. Иллюстрирование повестей Н.В. Гоголя
Заметным явлением в графике начала 1890-х гг. явились иллюстрации молодого И. Э. Грабаря (И. Храбров) к ряду украинских повестей Гоголя и к «Тарасу Бульбе» .
Произведения Гоголя неоднократно служили также в это время источником, из которого художники черпали сюжеты для своих картин. Однако ни «Русалки» К. Е. Маковского (на сюжет «Майской ночи»), исполненные в 1879 г., ни «Плюшкин» Н. П. Шаховского (1884), ни «Вальс поручика Пирогова с женой Шиллера» — картина малоизвестного К. И. Кеппена (1870-е годы) не представляют собой сколько-нибудь значительного явления в истории иллюстрирования произведений Гоголя.
Исключением является лишь превосходное полотно известного баталиста П. О. Ковалевского — «Встреча Чичикова с губернаторской дочкой в пути» (1891), находящееся в Киевском музее русского искусства .
Целый ряд художников-передвижников разных поколений (К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, М. П. Клодт, С. В. Иванов, С. А. Коровин и др.) и в девяностых и в девятисотых годах, оставаясь верными творческим установкам передвижничества, стремились подойти к иллюстрированию Гоголя с позиций идейного демократического искусства.