Часть диссертации по теме: Интерпретация Произведений Гоголя В Изящных Искусствах

Название работы: Интерпретация Произведений Гоголя В Изящных Искусствах

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Литература

Страниц:

125 стр.

Год сдачи:

2012 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Произведения Н.В. Гоголя в живописи и графике 7

1.1. Иллюстрирование повестей Н.В. Гоголя 7

1.2. Иллюстрирование поэмы «Мертвые души» 15

Глава 2. Н.В. Гоголь и театр 55

2.1. Сценические интерпретации комедии «Ревизор» 55

2.2. Театральные постановки комедии «Женитьба» 64

2.3. Сценическая интерпретация эпических произведений Н.В. Гоголя 68

Глава 3. Произведения Н.В. Гоголя в оперном искусстве, балете, кинематографе и анимации 95

3.1. Переложение произведений Гоголя на музыку 95

3.2. Произведения Н.В. Гоголя в кинематографе и анимации 98

Заключение 110

Список литературы 114

Выдержка:

Введение

Актуальность.

От эпохи, в которую были созданы бессмертные произведения великого Н.В. Гоголя нас отделяют практически два века, однако интерес к творчеству классика не ослабевает до сих пор. Правомерно говорить не только о литературном феномене Н.В. Гоголя, но и феномене культурном. Н.В. Гоголь является одним из тех немногих писателей, чье творчество нашло отражение и интерпретацию практически во всех областях искусства: гоголевские мотивы в русской прозе 20 века, музыкальное искусство, театр, балет, кинематограф и анимация. Удивителен тот факт, что произведения этого писателя стали благодатной почвой для интерпретации не только его современниками, но органично легли в основу произведений новых жанров, были использованы кинематографистами и аниматорами.

На наш взгляд, такая востребованность Гоголя в сфере изящных искусств может объяснена необыкновенной глубиной и богатством гоголевского стиля. Во-первых, Н.В. Гоголь создавал произведения различных жанров: это драматические произведения (комедии), эпические произведения (повесть), лиро-эпические произведения (поэма).

Гоголю-драматургу удалось создать необыкновенно живые и реалистичные сценические образы, язык его пьес афористичен и остроумен, в основе конфликта лежат «вечные» проблемы, поэтому многие его комедии до сих пор звучат очень современно, что дает возможность их дальней театральной интерпретации.

....................

Глава 1. Произведения Н.В. Гоголя в живописи и графике

1.1. Иллюстрирование повестей Н.В. Гоголя

Заметным явлением в графике начала 1890-х гг. явились иллюстрации молодого И. Э. Грабаря (И. Храбров) к ряду украинских повестей Гоголя и к «Тарасу Бульбе» .

Произведения Гоголя неоднократно служили также в это время источником, из которого художники черпали сюжеты для своих картин. Однако ни «Русалки» К. Е. Маковского (на сюжет «Майской ночи»), исполненные в 1879 г., ни «Плюшкин» Н. П. Шаховского (1884), ни «Вальс поручика Пирогова с женой Шиллера» — картина малоизвестного К. И. Кеппена (1870-е годы) не представляют собой сколько-нибудь значительного явления в истории иллюстрирования произведений Гоголя.

Исключением является лишь превосходное полотно известного баталиста П. О. Ковалевского — «Встреча Чичикова с губернаторской дочкой в пути» (1891), находящееся в Киевском музее русского искусства .

Целый ряд художников-передвижников разных поколений (К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, М. П. Клодт, С. В. Иванов, С. А. Коровин и др.) и в девяностых и в девятисотых годах, оставаясь верными творческим установкам передвижничества, стремились подойти к иллюстрированию Гоголя с позиций идейного демократического искусства.

Похожие работы на данную тему