Важнейшим аспектом интеграции Российской Федерации в мировую экономику является усиление сотрудничества России с международными экономическими организациями. Если в постсоциалистический период наиболее активно развивалось взаимодействие России с международными финансовыми институтами, такими, как МФР, МБРР, то в последние двадцать лет пришло понимание того, что страна объективно нуждается в комплексном сотрудничестве с международными экономическими организациями, что, в свою очередь не могло быть реализовано без вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая является наиболее влиятельной структурой, оказывающей регулятивное влияние на международную мировую торговую и экономическую политику.
Внешняя торговля формирует более половины доходов федерального бюджета, поэтому участие РФ в установлении "правил игры" на мировых рынках имеет большое значение и несет определенные риски. Однако по итогам года РФ в ВТО можно констатировать лишь точечное влияние на отрасли. Среди пострадавших, как и ожидалось, - сельское хозяйство, легкая промышленность и металлургия.
О том, что массового наплыва дешевого импорта не произошло, свидетельствует и таможенная статистика: по предварительным данным ФТС России, в январе-июле текущего года рост импорта товаров в РФ составил 3,5% (почти вдвое меньше, чем в январе-июле 2012 года) - до 155 миллиардов долларов.
Так, остаются открытыми следующие вопросы:
насколько ощутимыми будут последствия вступления России в ВТО для аграрных, металлургических компаний и компаний легкой промышленности и для всех отраслей экономики в целом;
насколько усилится конкуренция на рынке? Как в связи с этим изменится положение российских компаний;
какие преимущества и недостатки существуют на сегодняшний день в российском бизнесе, что необходимо предпринять российским компаниям и пр.
Считаю, что в связи со вступлением России ВТО необходимо проводить активную работу по совершенствованию законодательства. Особенно актуален вопрос развития законодательства в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию и формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Стремление к созданию общего экономического пространства вызывает необходимость гармонизации нормативно-правовых баз стран-участниц нового объединения – России, Белоруссии и Казахстана, с учетом необходимости выполнения требований ВТО.