Согласно современной концепции развития дошкольного образования здоровье детей является одним из главных показателей его качества. Усилия специалистов, педагогов, психологов, медицинских работников направлены на разработку и внедрение новых стратегий и моделей воспитания здорового дошкольника. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, масштабный кризис здоровья детей преодолеть крайне трудно. Статистика неумолимо свидетельствует о том, что показатели здоровья детей в России являются одними из худших в Европе. Пять миллионов детей имеют хроническую патологию, свыше 640 тысяч – инвалиды.
На сегодняшний день перед образовательными учреждениями стоит сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения. По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников: на 8,1 % снизилось число здоровых детей; на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %.
Обобщённый анализ современной ситуации развития дошкольного образования, отрицательно сказывающейся на реализации мер по укреплению здоровья детей. Они указывают на разрозненность усилий медицинского и педагогического персонала, психологической службы, семьи и социума в психологическом и педагогическом сопровождении ребёнка; недостаточную компетентность участников образовательного процесса в выполнении функций здоровьесбережения; ограничение двигательной активности ребёнка в дошкольном учреждении и семье; декларативность провозглашения принципа гуманизации, недостаточную обеспеченность психоэмоционального комфорта ребёнка.
Сегодня в условиях модернизации дошкольного образования педагогами-практиками реализуется право самостоятельного выбора и разработки собственных авторских программ. Таким образом, сохраняется вариативность дошкольного образования. С одной стороны, это стимулирует педагогическое творчество, обогащает содержание физического воспитания, позволяет проектировать региональный компонент образовательной программы. С другой стороны, вызывает сомнение и обоснованность ряда нововведений с позиций их эффективности, учёта возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников и национальных традиций.
Учитывая, что в современном дошкольном образовании обострилось противоречие между востребованностью воспитания личности ребёнка как субъекта деятельности и реальной системой организации деятельности ребёнка в дошкольном учреждении, где он является объектом воздействия со стороны взрослых, важно учитывать особенности механизмов формирования субъектности личности при физкультурно-оздоровительной работе.