Введение
Самым «спокойным» из гениев русской литературы назвал Ивана Александровича Гончарова критик И. Золотусский, тем самым оттенив его положение на фоне других писателей. «Гений в России – фигура мятущаяся, мятежная… Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти, ни социальных твердынь. Его идеал – норма». Перефразируя высказывание Д. Мережковского о Тургеневе, как «гении меры», мы можем назвать Гончарова «гением нормы», что опять-таки мало подходит русскому характеру, который «весь максима, преувеличение, край и катастрофа» (И. Золотусский).[1, с. 47] Однако подтверждением такому определению таланта писателя может служить немаловажное обстоятельство из его творческой биографии: Гончаров подарил нам Илью Ильича Обломова, в котором отразился человек, устремленный к тому самому положению вещей, каковое, по мысли автора, является нормальным, то есть «гарантирующим личности единство сокровенных (духовных, идеальных) потребностей с материально-практическими заботами и общественными обязанностями» (В. Надзвецкий). Иначе, «норма», по И. Гончарову, - это когда человеку представляется возможность сохранить в себе внутреннее равновесие, и, говоря словами И. Золотусского, «развиваться свободно, плавно, невозмутимо». [1, с. 52]
................
1. Главные герои романа Гончарова «Обломов»
За свою долгую жизнь Гончаров написал всего лишь три романа:
«Обыкновенная история» (1847)
«Обломов» (1859)
«Обрыв» (1869)
Все три романа объединяет общий конфликт – противоречие между старой, патриархальной, и новой, капиталистической Россией. Болезненное переживание героями смены общественного уклада в России – сюжетообразующий фактор, определяющий становление центральных персонажей романов.
Сам писатель занимал консервативную позицию по отношению к назревавшим переменам и был противником ломки старых устоев и революционных настроений. Старая Россия, несмотря на экономическую и политическую отсталость, привлекала особой духовностью человеческих отношений, уважением к национальным традициям, а нарождающаяся буржуазная цивилизация могла привести к необратимым нравственным потерям. Гончаров утверждал, что «творчество может явиться только тогда, когда жизнь установится; с новою нарождающеюся жизнию оно не ладит». Поэтому свою писательскую задачу он видел в том, чтобы в переменчивом потоке открыть нечто устойчивое и «из долгих и многих повторений явлений и лиц» сложить устойчивые типы.
...............
Заключение
Таким образом, в центре произведения «Обломов» - проблема героя времени. Она осмысляется автором в свете противопоставления двух центральных персонажей: «лишнего человека» Обломова и Штольца, представляющего новый тип русской жизни — тип деятеля.
Важнейшая проблема романа - проблема национального характера. Она осмысляет¬ся писателем как в связи с образом Обломова, так и в связи с образом Штольца. Эта проблема существенна в отношении почти всех героев романа - Ольги и Агафьи Матвеевны, слуги Захара и его жены Анисьи и др.
Важны также в романе нравственно-философские проблемы, выводящие идейное содержание произведения за национальные рамки. Это проблемы действия и бездействия, смысла жизни, любви, счастья.
Авторская позиция в произведении неоднозначна.
С одной стороны, очевиден критический пафос романа: Гончаров обличает «обломовщину» - праздное, бесцельное существование дворян, помещиков, не способ¬ных к плодотворной деятельности. С другой стороны, отношение писателя к самому Обломову не столь прямолинейно. Гончаров ценит в своем герое высокие нравственные качества: честность, благородство, способность к искреннему чувству.
................