Данный фильм, режиссированный эксцентричным и неожиданным Мартином Скорсезе, стал одним из достаточно ярких событий мирового кино 2010 года. Жанр «Острова» определяется не сразу, но можно сказать сразу и с хорошей долей уверенности, что это психологическая драма с очень необычным сюжетным решением и безупречной игрой актеров, полностью реализовавших сценарный замысел фильма.
Ощущение мрачности фильма создается почти с первых его кадров – при помощи высокой степени художественной выразительности напряженность происходящего многократно усиливается. «Вода, до черта воды» - говорит главный герой, которого часто в течение фильма называют Маршалом, но когда корабль подплывает к земле, ощущение надвигающейся угрозы только возрастает, как будто в острове таятся зло и страх. Художественная выразительность фильма также воплощена в музыке: звуки трубы раздаются подобно ударам колокола, вещающего чью-то смерть, а нависающие тучи так тяжелы, что, кажется, сейчас задавят собой любое мгновение радости и спокойствия. Выражение лиц полицейских на протяжении всего фильма таково, будто рядом находятся только преступники, однако «мы тоже жили, любили и смеялись»: так напоминает надпись на памятнике обо всех усопших, прежде всего – о пациентах психиатрической лечебницы, находящейся на острове.
Безусловно, что финал фильма в большей степени неожиданен, чем предсказуем, однако сценарист и режиссер выстроили некоторую систему подсказок: образ Эндрю Леддиса, которого никак не удается найти самому Маршалу; образ второго главврача, безжалостно вскрывающего невидимым скальпелем сущность жизни и эмоций Маршала; его желание понять и разобраться в закоулках собственной личности, но не убивать. Очень своеобразен и креативен последний эпизод фильма, окончательный его финал: Тедди предлагает своему напарнику, который на самом деле его лечащий врач, снова попытаться бежать. И врач качает головой, желая сказать остальным, что пациент неизлечим. Однако создается устойчивое впечатление, что Тедди, выучив и запомнив свое прошлое, вместе с этим осознал свою вину – бесконечное пьянство, которое привело к психической болезни жены и стало в итоге причиной смерти детей. Именно поэтому, задавая самый главный вопрос фильма – «Что лучше – жить монстром или умереть человеком?» – он выбирает «умереть человеком», поскольку идет добровольно за санитарами на лоботомию.
Удары трубы, летающее над маяком воронье, появившееся солнце символизируют и освобождение, которого просила жена от Тедди, и его болезнь – следствие тяжкого груза вины: алкоголь, неумение вовремя увидеть проблемы жены, которая просила мужа о внимании, но впустую. Вина разорвала и жизнь, и психику героя – думается, это смысловая основа «Острова», оказавшегося в итоге очень креативным по своему сценарно-сюжетному решению и детальным в актерской игре. Хочется добавить, что общепсихологическая тонкость фильма, подводящая зрителя к рефлексии, составляет его необычность и неповторимость.