Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие налоговой системы России в настоящее время и поиск путей по совершенствованию налоговой системы путем разрешения этих проблем являются очень актуальными вопросами на современном этапе развития страны.
Значимость выбранной темы исследования состоит в том, что исходя из мировой практики многолетнего применения налога на недвижимость и вне зависимости от характера его оценки и восприятия на территории РФ, можно говорить о неизбежности его введения. Остается лишь вопрос о сроках и благоприятности тех условий, на которых он будет введен.
В настоящее время налог на недвижимое имущество существует приблизительно в 130 странах мира, при этом в большинстве из них именно данный налог составляет значительную часть поступлений в местные бюджеты. Удельный вес налогов на имущество в составе местных бюджетов во Франции составляет 52%, в Канаде — к 81%. Доля поступлений в США, в зависимости от штата, составляет от 10 до 70% [16, с.202]. Таким образом, не будет ошибочным полагать, что именно фискальная функция налога на недвижимость является одной из главных причин, побуждающих к его скорейшему введению, в том числе на территории РФ.
Данная проблематика разрабатывала в трудах таких специалистов как М.Д. Абрамов, А.Н. Асаул, Д.С. Ахумова, М.Ю. Березин, А.В. Брызгалина, Н. Бурханова, Л.И. Гончаренко, И.В. Горский, А.В. Губарева, А.Н. Латыев, А.С. Кизимов, И.И. Кучеров, В.Ф., Смирнов Д.А., Тарасова, Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова, Е.А. Савельева, Д.Г. Черник.
Цель данной работы состоит в изучении налога на недвижимость: обобщение опыта и определение перспектив его применения в Российской Федерации.
Глава 1. Теоретические аспекты налога на недвижимость
1.1. Необходимость налогообложения недвижимости
Рынок недвижимости представляет собой систему отношений правового, экономического, организационного и культурного характера между субъектами рынка недвижимости по созданию, формированию, распределению, обмену и потреблению полезных свойств, а также прав и обязанностей, которые являются следствием обладания объектами недвижимости [4, с.56].
Рынок недвижимости является сектором рыночной экономики, играющим весомую роль, которая находит свое подтверждение в следующих фактах:
в недвижимости материализована колоссальная стоимость национального богатства, из которой хотя бы 50% может быть вовлечена в рыночный оборот и приносить ренту – собственникам, доход – предпринимателям, налоговые и иные платежи – в бюджеты разных уровней;
уже сегодня достигнута высокая доля рынка недвижимости в ВНП;
в ходе становления и развития рынка недвижимости создано большое количество рабочих мест.
В любом государстве основой бюджета является сбор налогов. Поэтому важно, чтобы налоги собирались по стабильной и понятной схеме, которая не будет вызывать отторжения и негодования у налогоплательщиков. Поэтому система налоговых платежей включает в себя ряд основополагающих фундаментальных принципов [17, с.57].
Налоги должны взиматься справедливо с каждого гражданина страны, они должны быть четко определены и прописаны, они не должны ущемлять права и быть удобными для каждого, должны учитываться различные издержки, позволяющие экономить [26, с.56].
Заключение
Потребность в реформировании налогообложения имущественных налогов обусловлена необходимостью формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала имущественных налогов в целом.
Налог на недвижимость может обеспечить реализацию доходного потенциала недвижимости и стать стабильным источником доходов местных бюджетов только при условии, что в его введении будут заинтересованы соответствующие органы.
По мнению отечественных специалистов, несмотря на определенные замечания и предостережения по возможным негативных последствиям подобного шага, введение налога на недвижимость сделает невозможным спекуляции на рынке недвижимости, сможет повлиять на политику регулирования цен в этой сфере, выполнит функцию компенсационного налога, создаст дополнительный источник увеличения поступлений в местные бюджеты.
Кроме того, налог на недвижимость характеризуется следующими признаками:
относительно простой и прозрачный в администрировании, в краткосрочной перспективе такой налог является фиксированным;
поощряет перераспределение фондов от менее эффективного к более эффективному собственнику, что является чрезвычайно важным в России на современном этапе, учитывая непрозрачное и часто неэффективное распределение собственности в процессе приватизации;
способствует лучшей оценке собственных активов предприятиями;
предусматривает налогообложение теневой деятельности, уменьшается стимул к сокрытию доходов;
обеспечивает относительно стабильные поступления в бюджет.