ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Традиционная модель образования слишком статична, монологична, ориентирована на дисциплинарное разграничение знания в виде относительно автономных, замкнутых систем хранения информации, которой надлежит быть "вложенной" в головы учащийся. Эта модель, будучи по преимуществу закрытой и близкой к равновесию, оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям процесса глобальных изменений мира, вступающего, по выражению Э. Ласло, в эру эпоху бифуркации. В период реформирования экономики и образования в нашей стране возникла необходимость в эффективном развитии инновационной составляющей российской системы высшего профессионального образования (ВПО) и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
Целью исследования является теоретическое исследование и анализ статистического описания влияния науки и образования на инновационные процессы в экономике.
..........
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Перед тем как перейти к исследованию рассматриваемой темы, определим для себя основные понятия связанные с кластерным подходом в образовании. Кластерные подходы в образовании достаточно подробно разработаны. В литературе можно найти множество статей по этой тематике, но, к сожалению, большинство из них носит описательный характер. В России многими кластерный подход воспринимается как особенность зарубежного образовательного процесса. Дадим общую характеристику кластерному подходу.
1.1. Понятие и сущность кластерного подхода
Кластер – ячейка (образования, экономики, социологии, естествознания и т.д.)
Кластер – организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ: проведения исследований, обучения на всех уровнях (школа, ВУЗ, дополнительное образование). Объединение субъектов должно проходить на основе взаимодополнения опыта и научных, а также практических наработок.
Для решения вопроса о создании кластера необходимо иметь аналитическую информацию о каждом будущем субъекте этой системы, а именно: ценности, цели, содержание образования, технологии, научный и практический потенциал основного ресурса – человеческого, смотивированность коллектива на использование и дальнейшее развитие инноваций, мобильность персонала для использования и распространения лучших достижений, особенности управления.
Под кластерным подходом к развитию образования мы имеем ввиду взаимо- и саморазвитие подразделений в процессе работы над проблемой, осуществляемое снизу на основе устойчивого партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом.
..........
2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕКТОРА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
2.1. Инновационные подходы в образовательной политике
В последние годы в экономике России происходят значительные изменения, которые нельзя не заметить. Несмотря на большие возможности для экстенсивного развития, наиболее приемлемым в современных условиях становится интенсификация хозяйственной жизни, в основе которой лежит инновационная экономика, главная цель которой состоит в обеспечении роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического развития.
Именно инновационные процессы становятся фундаментальной основой кластерного образования, т.к. целью участия в кластере является повышение конкурентоспособности, что естественно невозможно без инноваций. А инновации, в свою очередь, являются одним из неотъемлемых компонентов инновационного процесса. Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). В общем виде схема инновационного процесса представлена на рис.2.1.
...............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель формирования образовательного кластера в - существенное повышение эффективности и качества профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров образовательных учреждений области в интересах развития инновационного, промышленного, образовательного секторов области.
К факторам, влияющим на возможность и необходимость формирования кластера, относятся следующие:
потенциальное изменение структуры экономики области в соответствии с приоритетами развития;
приход новых производств на территорию области;
востребованность высококвалифицированной рабочей силы на вновь создаваемых и существующих предприятиях (организациях) области;
существующий профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который выступает тормозом для динамичного развития экономики и социальной сферы области;
потенциально возможная депопуляция и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.
..................