3.2. Российский опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры (система менедж-мента, схема финансирования и распределения рисков на примере конкретных российских ГЧП-проектов)
Необходимость развития механизма государственно-частного партнерства в России для достижения целей развития страны и успешной модернизации экономики, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры, осознана и закреплена на федеральном уровне, в частности в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года.
Ведущие отечественные и зарубежные ученые и практики сходятся во мнении о необходимости формирования в России института государственно-частного партнерства, в освоении новых форм и развитии нормативно-правовой основы.
На долю проектов, реализуемых на принципах ГЧП, в области транс-порта в России приходится 22,9% (в мире – 24%).
Всего же на территории Российской Федерации в стадии реализации в настоящее время находятся 131 проектов, реализуемых на принципах ГЧП (из них 30 – в сфере транспортной инфраструктуры). Это немало, учитывая, что практика таких проектов насчитывает всего несколько лет.
Нормативно–правовая база, регулирующая ГЧП в РФ, достаточно хо-рошо проработана как на федеральном, так и на региональном уровне. Речь идет о нормативно–правовом регулировании правового статуса субъектов – участников ГЧП контрактных типов (форм) ГЧП, конкурсных процедур ГЧП, финансировании проектов ГЧП из бюджетов различных уровней. Что касается отраслевого законодательства ГЧП, то это, прежде всего, ФЗ от 17.07.2009 № 145 «О ГК «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
..........................