Введение:
Актуальность выбранной темы дипломной работы не вызываент сомнений, так как последние три года можно уверенно назвать годами начинающего “карточного” бума в нашей стране. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран, однако динамика его роста весьма высока.
Таким образом, целью дипломной работы является определение условий функционирования платеженых систем на основе пластиковых карт и выявление различий между ними.
Банковская пластиковая карточка - это инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита. Системы карточных расчетов получили распространение во многих странах мира, а сами расчеты приобрели международный характер.
Сегодня платежные системы на базе пластиковых карт стали неотъемлемым атрибутом финансовой системы любого индустриально-развитого государства.
Сами по себе пластиковые карточки - инструмент розничного рынка. Они предназначены для массового обслуживания и рассчитаны на привлечение свободных средств населения.
Средства населения всегда вызывали интерес у банков, но развитие системы пластиковых карт имело свои препятствия. Прежде всего, дороговизна данного ресурса. Средняя величина остатков и оборотов по вкладам частных лиц невелика по сравнению с остатками и оборотами по счетам предприятий и организаций, а обслуживание этих вкладов требует существенных накладных расходов.
Пластиковые карточки - средство автоматизации технологии работы со счетами частных лиц и тем самым сокращения накладных расходов.
Если сравнивать пластиковые карточки с депозитными счетами, как механизм привлечения средств населения, то карточки эффективнее еще и потому что процентная ставка на остаток по корсчету может быть значительнее ниже, чем процентная ставка по депозиту. Но интерес к карточкам все равно сохраняется, так как он обусловлен не столько процентами, сколько другими факторами:
1. удобство пользования;
2. автоматическое предоставление банковского кредита;
3. возможность отсрочить погашение долга;
4. регулярное получение полной информации о произведенных операциях.
Удобство карточной системы расчетов для пользователя состоит прежде всего в том, что ему не нужно иметь при себе крупных денежных сумм при посещении магазинов. Кроме того, наличие карточек позволяет избежать формальностей, связанных с выдачей банковских чеков.
Это первые и наиболее очевидные достоинства карточной системы.
Таким образом, пользователей привлекает в карточной системе расчетов удобство совершения операций благодаря наличию широкой сети магазинов, принимающих к оплате карточки при покупке товара , автоматическое получение кредита, четкость оформления и возможность проверки операции. Одним из достоинств являются льготы при покупке товара, при заказе авиабилетов и другие льготы, определяемые банками-эмитентами.
Глава 3:
На каждом достаточно крупном предприятии имеются точки, относящиеся к сфере услуг. Это могут быть буфеты и столовые, парикмахерские, столы заказов, магазины, сауны - все зависит от величины и мощности самого предприятия. Не секрет, что на ряду с обычным обслуживанием за деньги, во многих организациях применяется система различных талонов, ведутся записи в своеобразных "долговых" книгах. При этом предприятие фактически открывает кредит своим сотрудникам, удерживая потраченные ими суммы из заработной платы. Таким образом, предприятие, оказавшись не в состоянии полностью и своевременно выплатить рабочим деньги, на самом деле попадает в замкнутый круг, начиная в условиях дефицита средств нести непроизводительные дополнительные расходы, возмещение которых может отодвигаться в неопределенное будущее.
Не задерживаясь на вероятности злоупотреблений в описанной системе путем подделки талонов, подписей и так далее, необходимо отметить вот что: каждая попытка ввести какие - либо суррогаты реальных денег, неизбежно приводит только к увеличению расходов на их обслуживание, ибо требует ручного человеческого труда по их подсчету, учету, сличению и хранению. К тому же, как бы не старалось предприятие, с работников в момент начисления заработной платы можно будет взыскать только номинальную стоимость товаров и услуг, полученных ими за псевдоденьги без учета инфляции.
При внедрении пластиковых карт же все товары и услуги во - первых, будут оплачиваться своевременно, во - вторых, по ценам на момент их получения, в третьих, полученные деньги предприятие может оперативно направить для довыплаты заработной платы, отодвигая момент обращения к кредитной линии банка.
Кроме того, в связи с тем, что банк заинтересован в осуществлении проекта, предприятие становится в ряд привилегированных клиентов банка, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
При реализации проекта с кредитной линией и установкой лимита кредита для варианта с открытием карт - счетов на каждого из работников схема прохождения платежей выгладит следующим образом:
А - Поступление в банк платежного требования от торговой точки или пункта по выдаче наличных. При наличии на картсчете сотрудника достаточной суммы производится операция F.
В - При отсутствии на картсчете сотрудника средств, но наличии лимита кредита, предоставленном ему предприятием, формируется запрос к счету предприятия о перечислении необходимой суммы сотруднику. В случае достаточности средств на счете предприятия происходит переход к шагу Е.
С - При отсутствии или недостаточности средств предприятия для обеспечения лимита кредита происходит обращение к кредитной линии банка.
D - Предприятию предоставляется банковский кредит в размере поступившего запроса.
Е - Предприятие переводит деньги на счет сотрудника.
F - Происходит списание средств со счета клиента на счет магазина или учреждения, выдавшего наличные по карте.
В итоге предприятие полностью снимает с себя затраты на инкассацию и приобретение денежной наличности; значительно экономит на процентных расходах по кредиту, так как намного позже приобретает кредит или вовсе им не пользуется; получает возможность полностью выплатить заработную плату, не имея на это достаточно средств; и значительно улучшает отношения с банком.
Заключение:
В последнее время едва ли не каждый день поступают сообщения о том, что очередной банк присоединился к какой-либо из российских платежных систем. Финансовые учреждения (из тех, что в той или иной мере занимаются обслуживанием частных лиц) интуитивно чувствуют необходимость в таком инструменте, как пластиковая карточка. События, происходящие на финансовом рынке страны, во многом способствуют тому, что банки уже не нуждаются в каких-либо дополнительных аргументах привлекательности денег частных вкладчиков. Печальный опыт финансовых учреждений, сделавших ставку на небольшое число богатых вкладчиков, убедительнее любых слов доказывает необходимость поиска новых источников денежных ресурсов.
Мировая банковская практика показывает, что деньги населения - естественная основа устойчивости банка. Сегодня непросто коммерческому банку привлекать средства населения: в условиях острейшей конкуренции по уровню процентных ставок между банками - российская банковская система получила в наследство Сберегательный банк с мощной и разветвленной сетью филиалов в любом регионе страны. Повинуясь социальному рефлексу большинство наших сограждан понесут деньги в ближайшее отделение Сбербанка, а не в коммерческий банк.
Противостоять и занять определенную нишу на рынке свободных средств населения под силу только очень крупным и сильным банкам. Поэтому задачу привлечения вкладчиков придется решать разнообразием и качеством обслуживания. С последним же дела обстоят не блестяще. Неотъемлемая часть сервиса, предоставляемого вкладчику цивилизованным банковским учреждением, - доступ к счету в любое время, когда это ему необходимо, и наличие сети устройств самообслуживания. А для этого нужна банковская пластиковая карточка.
Обобщая полученные в ходе дипломного исследования результаты, несколько слов о том, что по большому счету мешает развитию "карточного" бизнеса в России. Развитию мешают, прежде всего, три фактора.
Во-первых, это недостаточная осведомленность населения о карточках и платежных системах.
Во-вторых, это неразвитость инфраструктуры - слабость приемных сетей практически во всех платежных системах.
В-третьих, банки и платежные системы развивают приемную инфраструктуру несогласованно и нескоординированно, по принципу "каждый за себя". В результате в торговой сети скапливается много различных и нестыкующихся между собой терминалов. Это обходится дорого и эмитентам и коммерсантам.
Кроме этих трех препятствий, внутренних по отношению к банковской сфере России, существует еще одно, внешнее, неразвитость нормативной базы в сфере обращения карточек и необъяснимо низкая заинтересованность государства в ее развитии.
Таким образом, в дипломной работе рассмотрены теоретические аспеты функционирования платеженых систем на основе пластиковых карт, определены основные понятия, применяемые в системе безналичных платежей.