Дипломная по теме: Профилактика девиантного поведения подростков

Название работы: Профилактика девиантного поведения подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики

девиантного поведения 10

1.1. Сущность девиантного поведения подростков 10

1.2.Профилактика девиантного поведения - как теоретическая

проблема 19

1.3.Особенности профилактики девиантного поведения подростков 25

Глава 2. Социально - педагогические средства профилактики

девиантного поведения подростков 35

2.1. Характеристика девиантного поведения подростков

г.Новосибирска и Новосибирской области 35

2.2. Направления профилактики девиантного поведения 44

2.3. Роль диагностики в социально-педагогической профилактике 53

3аключение 61

Список использованных источников 68

Список использованных документов 72

Приложения 73

Приложение 1 73

Выдержка:

Введение:

Формирование новых экономических отношений в стране вызвало резкое изменение социальных ориентиров общества и в значительной мере усложнило процесс социализации молодежи. Существенная трудность социализации новых поколений - в неопределенности социокулътурных ситуаций, обуслов¬ленных изменением политических, экономических, социальных ориентиров го¬сударства состоит в том, что изменяется не только содержание ценностей, предлагаемых обществом молодежи, но и сам механизм их освоения.

Одновременное существование многих пластов ценностей, из которых ни один не представляет собой четко структурированной нормативной модели в переходные периоды государственных переустройств, затрудняет ситуацию социального выбора и принятия норм подрастающим поколением. Сложным является и решение другой важной возрастной задачи этого периода - задачи формирования жизненных планов, решение которой требует учета направлений и темпов изменения социальной реальности, а также высокой личной приспо¬собляемости к ситуации неопределенности выбора.

Переход общества на иные социальные и ценностные ориентиры сопровождаются возникновением «социальных стрессоров», обусловленных ликвидацией определенных идеологических постулатов, политической и эко¬номической нестабильностью, отсутствием ощущения защищенности личности в обществе, резким сужением границ планируемого будущего.

Действия социальных стрессоров наиболее активно проявляются в подро¬стковой среде и, в конечном итоге, становятся одним из факторов формирова¬ния отклонении у подростка. Поэтому в настоящее время наблюдается ослабле¬ние у значительной части молодежи установки на образование, растет преступ¬ность несовершеннолетних, наркомания, алкоголизм, на фоне проявлений раз¬личных форм девиации усиливается кризис семейных отношений.

Выявление реальной картины подростковой девиации, определение тен¬денций и причин данного явления, обоснование и поиск путей предупреждения отклонений у детей и подростков является актуальной задачей психологии, со¬циологии и в том числе социальной педагогики, хотя решить её можно только комплексно, с привлечением различных научных направлений.

Итак, девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здо¬ровья, культуры, морали. Установлено, что общие объективные и субъектив¬ные условия определяют лишь возможность девиантного поведения. Огромное влияние на поступки человека оказывают его окружение - родители, семья, школа, группы сверстников как основные каналы социализации.

Так, например, по данным ГУВД Новосибирской области в последние два года уровень подростковой преступности в области несколько стабилизировал¬ся, однако в целом ситуация была и остается сложной и напряженной. Общий объем преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается самым вы¬соким в Сибирском регионе. По России Новосибирская область занимает 60 место из 89 регионов, рост преступности отмечается в каждом втором районе области. Следует отметить, что из всех доставленных в ОВД несовершеннолетних за совершение правонарушений девушки составляют более трети (38,4%). Подобная криминализация девочек-подростков достаточно существенно отличает ситуацию начала 2000 годов от периода 80-90-х.

Наркологическая ситуация среди детей и подростов стала более тяжелой, несмотря на снижение общего количества несовершеннолетних, состоящих на учете, происходящее за счет потребителей алкоголя и токсических веществ. Увеличилось общее число несовершеннолетних девочек, употребляющих наркотические вещества на 202% и составило 293 человека, что в дальнейшем отрицательным образом может отразиться на демографическом процессе в об¬ществе.

Прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом, конкретной социальной службой, социаль¬ным педагогом поиск форм, методов, технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на предупреждение от¬клонений, т.е. устранение условий, оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия подростков.

Именно поэтому на первый план выступает профилактика. Профилактика девиантного поведения подростков признается одной из основных проблем как на федеральном, так и региональном уровнях. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности социальных служб. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении подро¬стков, чем потом бороться с уже наступившими последствиями.

Проблема отклоняющегося поведения имеет длительную историю. Выде¬ляются различные подходы к сущности девиации: теория связи физических черт с преступными наклонностями (Ч.Ломброзо), определенного строения тела, наиболее встречающегося среди девиантов (Х.Шелдон), концепция зави¬симости формирования девиации от аномалии половых хромосом (Прайс, Уит-кин) дают биологическое объяснение. Этой проблеме посвящены труды ряда отечественных исследователей: (З.Х. Абазов, М.М.Бабаев, А.А. Габиани, Р.М. Готлиб, М.Б. Левин и др.). Эффекты отклоняющейся социализации изучены А.И.Ковалевой. Различные виды девиации среди несовершеннолетних рассмот¬рены в работах Я.И. Гилинского, С.И. Плаксия.

Глава 2:

Сравнивая девочек и мальчиков, следует отметить, что девочки в большей сте¬пени ориентированы на консультации со специалистами, мальчики наоборот, хотели бы получать информацию через друзей и специализированную видео¬продукцию. Это свидетельствует о том, что для девочек более приемлема инди¬видуальная форма работы, обеспечивающая более интимное взаимодействие, и девочек интересует действительно профессиональное и авторитетное мнение.

Для родителей источник информации, заслуживающий доверие - семья и специалисты-профессионалы.

Подростки, отвечая на вопрос, почему ровесники идут на нарушение закона, употребляют алкоголь и наркотики, ответили:

- 20% - из-за неприятностей дома;

- 26% - хотят показаться «крутыми»;

- 29,6% - указали на недостаток семейного воспитания;

- 30% - от скуки.

Видимо, отсутствие интереса заниматься в каких-то секциях (или малодос¬тупность секций), как и недостаток воспитания в семье, наряду с неприятно¬стями в семье, порождает, по мнению детей, различные отклонения.

Родители, сотрудники милиции, учителя и психологи считают, что на се¬годняшний день профилактика девиантных отклонений малоэффективна. Почему, в чём причина малоэффективности, на этот вопрос они ответить затрудняются.

Для усиления эффективности профилактической работы они предлагают:

- объединение усилий ряда ведомств: Министерства общего и профессио¬нального образования, Минздрава, МВД РФ и социальных служб. Это пред¬полагает разработку действительно комплексной профилактической работы.

- изменение системы подготовки кадров, работающих с детьми, т.к. эти спе¬циалисты, как правило, работают уже по случившейся ситуации, а работа по диагностике, прогнозированию не ведется;

- побольше вести пропаганду здорового образа жизни через СМИ, волонтёр¬ские движения, как наиболее актуальные формы взаимодействия и профи¬лактики с подростками.

Подросткам на сегодняшний день наиболее интересны темы:

- любви и дружбы - 48 %

- зачем и для чего люди живут на земле - 18 %

- меры наказания за определённые преступления - 12 %

- наркомании, алкоголизма- 36,5 %

- методы физических, психических воздействий на людей, международный терроризм, как эффективно бросить курить и др.

Таким образом, подросткам (возраст 13-15 лет) наиболее актуальны темы, по которым они хотели говорить, это темы любви и дружбы, наркомании, алкого¬лизма, смысла жизни, ответственности за совершенные преступления.

Таким образом, проведенное исследование показывает:

1) имеется весьма существенное расхождение в оценке возможных и реаль¬ных контактов школьников со своими родителями по вопросам профилактики девиантного поведения;

2) по оценке специалистов (сотрудников милиции, учителей и социальных психологов) профилактическая работа нужна, и начинать её нужно как можно раньше. Существующая практика профилактики на сегодняшний день малоэф¬фективна. Эффективность работы профилактики специалисты видят в объеди¬нении усилий ряда ведомств: Министерства общего и профессионального обра¬зования, Минздрава РФ, МВД РФ и социальных служб.

Это предполагает разработку действительно комплексной профилактической работы:

- изменения системы подготовки кадров, работающих с детьми, т.к. эти спе¬циалисты, как правило, работают уже по случившейся ситуации, а работа по диагностике, прогнозированию не ведется;

- побольше вести пропаганду здорового образа жизни через СМИ, волонтёр¬ские движения, как наиболее актуальные формы взаимодействия и профилак¬тики с подростками;

Заключение:

На сегодняшний день особое значение приобретает проблема профилактики девиантного поведения. Осуществление общественных реформ сопровождается падением уровнем жизни подавляющего большинства граждан, углублением социального расслоения, ростом преступности, наркомании и других проявле¬ний отклоняющегося поведения, что в свою очередь ведёт к появлению всё но¬вых социальных проблем, которые в первую очередь сказываются на развитии в социальном формировании подрастающего поколения.

В силу этого становится совершенно очевидным, что сегодня возникла ост¬рая необходимость объединить и систематизировать результаты разнообразных исследований по проблемам отклоняющегося поведения и его предупреждения в рамках единого прикладного педагого-психологического знания, оценить ин¬формацию, накопленную по этой проблеме в социальной, возрастной, педаго¬гической психологии.

В ходе исследования по проблеме профилактики девиантного поведения, на основе анализа литературы, количественно-качественного анализа и общения, статистических данных, документальных источников, проведённого анкетиро¬вания и метода диагностики было определено следующее:

1. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии. Не¬обходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться ак¬туальной, т.к. существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.

2. Прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантого пове¬дения ставит перед обществом, конкретной социальной службой и социаль¬ным педагогом поиск форм, методов, технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на предупреждение отклонений, т.е. устранение условий, оказывающих отрицательное воздейст¬вие. Поэтому возникла необходимость в широком распространении основной технологии работы с подростками девиантного поведения - профилактиче¬ской.

Исследования показывают, что в современных условиях профилактика пони¬мается как направление деятельности социальных служб; как самостоятель¬ная технология; как отдельные мероприятия в содержании социальной сфе¬ры. Недостаточность теоретической разработанности данной проблемы влия¬ет и на состояние практики социальной работы.

3. Особенностью профилактики девиантного поведения подростков выступает ориентация на социально-педагогические подходы, которые позволяют пре¬одолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний под¬ход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воз¬действия», поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность.

Похожие работы на данную тему