Введение:
Малый бизнес всегда оказывал существенное влияние на развитие народного хозяйства и экономики страны в целом. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге стратегической целью поддержки малого предпринимательства является устойчивое социально-экономическое развитие города, улучшение финансово-экономических показателей субъектов малого предпринимательства, увеличение занятости и повышение качества жизни населения. С учетом существующих целей основными задачами поддержки малого предпринимательства являются:
- развитие экономического, научно-технического и производственного потенциала города;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг субъектов малого предпринимательства;
- вывод предприятий малого бизнеса из «теневого сектора» экономики;
- развитие и оптимизация инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- обеспечение социальной защищенности работников, занятых в малом бизнесе;
- ускорение внедрения инноваций в экономику города;
- создание и укрепление саморегулируемых организаций малого предпринимательства.
Развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующей развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест. По численности работающих, по объему производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого бизнеса в отдельных странах занимают ведущую роль.
К основным проблемам предпринимательства в Санкт-Петербурге можно отнести следующие: налоговый режим, нестабильность нормативно-правового регулирования, нехватка оборотных средств, проблемы подбора необходимых кадров, поиск источников инвестиций, сильная конкуренция. Важно то, что несмотря на широкий перечень проблем, самой сложной из них и самой актуальной является налоговый режим.
Для достижения желаемых целей предназначены специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения.
Секрет популярности упрощенной системы налогообложения состоит в том, что применение этого специального режима позволяет малым предприятиям снизить налоговые отчисления, значительно упростить бухгалтерский и налоговый учет и уменьшить объем налоговой отчетности.
Цель данной дипломной работы – выявить, обобщить и проанализировать информацию о последних изменениях в законодательстве о налогах и сборах. На основе комментариев к нормативным правовым актам квалифицированных экономистов и налоговых консультантов, выражено собственное мнение автора дипломной работы о сильных и слабых сторонах упрощенной системы налогообложения. Данная работа изучает и исследует наиболее актуальные вопросы: понятие и расчет единого налога, особенности определения доходов и расходов; порядок ведения налогового и бухгалтерского учета при применении УСН, составление налоговой и статистической отчетности, порядок заполнения книги учета доходов и расходов и налоговой декларации. Также в дипломной работе представлена сравнительная характеристика двух объектов налогообложения и влияние выбора одного из объектов на величину единого налога. Разработана учетная политика для предприятия, применяющего УСН, объектом обложения единым налогом в которых выбраны «доходы». Представлена сравнительная оценка двух наиболее популярных налоговых режимов: УСН и ЕНВД. Освещены также проблемы одновременного применения УСН и ЕНВД, представлены возможные методы решения таких проблем.
Глава 3:
Очевидно, что без применения специальных средств автоматизации упрощенная система налогообложения может во многом оказаться обременительной для многих организаций.
Откликаясь на потребности организаций, переходящих на применение нового налогового режима, фирма «1С» уже в декабре 2002 года выпустила специализированную конфигурацию «Упрощенная система налогообложения», в которой поддерживаются все функции учета и отчетности, предусмотренные действующим законодательством для этой категории хозяйствующих субъектов
Основным регистром при упрощенной системе налогообложения является Книга доходов и расходов. Порядком ее ведения предусмотрено, что доходы и расходы отражаются в ней по мере их признания для целей налогообложения. Для правильного определения налоговой базы плательщику единого налога необходимо, в частности, обеспечить:
- раздельный учет доходов, подлежащих и не подлежащих налогообложению;
- обособленный учет расходов, признаваемых для целей налогообложения, от остальных расходов – для налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»;
- бухгалтерский и налоговый учет основных средств и нематериальных активов, в том числе основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения.
Конфигурация «Упрощенная система налогообложения» разработана для компоненты «Бухгалтерский учет» системы «1С:Предприятие 7.7». В данной типовой конфигурации реализована методология ведения учета для хозрасчетных организаций, применяющих УСН в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ. Конфигурация является универсальной и может применяться как при объекте налогообложения «доходы», так и «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В конфигурации регистрируются отдельные факты хозяйственной деятельности, которые автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете. Бухгалтерский учет ведется методом начисления. Отслеживание оплаты доходов и расходов базируется на анализе кредиторской задолженности на специальных субсчетах, открытых к счетам 60, 71, 76, и предназначенных для обобщения информации о расчетах по расходам, признаваемым для целей налогообложения, а также отдельных счетах по учету расчетов (66, 67, 68, 70 и др.).
В случае перехода организации с общего режима налогообложения с использованием метода начисления на УСН, в налоговом учете автоматически соблюдаются правила переходного периода (ст.346.25 НК РФ). Набор документов, автоматизирующих учет хозяйственных операций, рассчитан на ведение наиболее важных разделов учета:
учет операций по кассе, учет операций по банку, учет основных средств, учет нематериальных активов, учет материалов, учет товаров, учет затрат на производство, учет издержек обращения, учет выпуска продукции, учет взаиморасчетов с поставщиками и покупателями, учет оплаты труда, учет расчетов с подотчетными лицами.
Заключение:
Очевидно, что упрощенная система становится все более популярной, и множество организаций и индивидуальных предпринимателей изъявляют желание применять этот специальный налоговый режим. Несмотря на то, что она еще не доработана, и периодически возникают технические сложности, на исправление которых уходит много времени, УСН привлекает своей простотой.
Несомненным достоинством упрощенной системы налогообложения является то, что данный режим вводится Федеральным законом и действует на территории всей страны. Плюсом упрощенной системы является замена уплаты нескольких налогов одним – единым налогом. Таким образом, минимизируется налоговое бремя, упрощается налоговый учет, поскольку нет необходимости исчислять пять налоговых баз и вести налоговые регистры и расчеты по пяти налогам, упрощается налоговая отчетность, так как сдавать в налоговые органы нужно только одну декларацию по единому налогу; исчезает обязанность вести бухгалтерский учет, налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения из двух возможных вариантов и имеет право переносить убытки прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды, единый налог характеризуется относительно низкими ставками (6% от доходов, 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).
Достоинством УСН стало также исключение из состава налогов единого социального налога. Не секрет, что высокий уровень налогообложения заработной платы препятствует развитию бизнеса и повышению уровня доходов. Отмена ЕСН будет способствовать выведению заработной платы из теневой сферы.
Для тех налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения являются доходы, предусмотрено уменьшение суммы единого налога на сумму расходов на обязательное пенсионное страхование.
К достоинствам упрощенной системы налогообложения относится также добровольность перехода на данный налоговый режим и возврата к общеустановленной системе налогообложения (исключение – потеря права применять данный налоговый режим).
Если сравнивать «новую» УСН со «старой», то новый налоговый режим во многом выигрывает. Например, по сравнению с ушедшей «упрощенкой», в новой значительно расширен список расходов, принимаемых в целях налогообложения, пороговая сумма годового дохода повышена с 10 млн. рублей до 15 млн. рублей, пороговая численность наемных работников повышена с 15 человек до 100 человек и т. д.
Конечно же, как и у всех налоговых режимов, у нового налогового режима есть недостатки. Но, к сожалению, больше приходится говорить не о недостатках самого налогового режима, а о недостаточно четкой редакции закона, которая, несомненно, приводит к различному толкованию некоторых положений налогоплательщиками и налоговыми органами.
Несовершенство законодательства – одна из основных причин, которая отпугивает налогоплательщиков от УСН. Однако ни в МНС, ни в правительстве, ни в Минэкономразвития не прекращается работа по подготовке изменений в главу 26.2 Налогового кодекса.