Введение:
Минувшее десятилетие навсегда останется в истории России периодом больших перемен, которые коснулись всех сторон жизни нашей страны, затронули все слои населения. Политика государства изменилась по отношению ко многим социальным группам, в том числе и по отношению к инвалидам.
Ситуация в нашей стране с инвалидностью уже давно ни у кого не вызывает оптимизма. С каждым годом количество инвалидов все увеличивается и увеличивается, в том числе инвалидов с детства. В такой ситуации органы власти не могут оставаться безучастными в этой проблеме, соответственно, они должны принимать меры к стабилизации и улучшению обстановки в этой сфере.
Необходимость более пристального внимания к данной категории граждан обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию. На протяжении последних двадцати лет наблюдается особая заинтересованность проблемами инвалидов с детства и со стороны международных организаций.
Конституция Российской Федерации (ст. 19) установила равенство прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что состояние здоровья не может служить основанием для какой бы то ни было дискриминации. Однако здоровые люди не готовы к интеграции инвалидов в свою сферу, равно как и сами инвалиды не готовы к установлению контактов с обществом, активному участию в улучшении своего положения. Правовое регулирование должно способствовать изменению сложившейся ситуации.
Законодательство о социальной защите инвалидов охватывает огромный круг различных вопросов, многие из которых решены не полностью и нуждаются в дальнейшей разработке. Особенностью нормативных актов о правах и льготах для инвалидов является не только их большой объем, но и сложность в применении.
Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слой населения, как инвалиды с детства.
Статистические данные и результаты многочисленных исследований неопровержимо доказывают, что инвалиды с детства – это одна из категорий инвалидов, нуждающихся в особой поддержке государства. Обязанностью каждого государства является обеспечение максимально возможного выживания и здорового развития детей.
На здоровье детей влияют неблагоприятные социальные и экологические факторы: смертность от травм, отравлений и др., безнадзорность, стрессовое состояние и ряд других факторов.
Каждый ребенок, согласно конвенции о правах ребенка 1989 года, имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Одним и важнейших средств реализации этого права является социальное обеспечение.
Сегодня проводимые мероприятия по социальной защите инвалидов не решают всех возникающих проблем. Остается прежде всего задача совершенствования законодательства в этой области, не решена проблема с унификацией и компенсацией льгот, медленно идет реформа пенсионного обеспечения.
Все эти проблемы и обусловили выбор темы моей дипломной работы.
К сожалению, указанные проблемы очень мало рассматриваются учеными-юристами, более активнее занимаются представители экономических наук.
Поэтому целью моей работы являются разработка теоретических основ системы социальной защиты инвалидов с детства, изучение и характеристика элементов, составляющих данную систему, изучить содержание понятия «социальная защита» и его соотношение с понятием «социальное государство», охарактеризовать организационно-правовые формы социальной защиты инвалидов с детства, рассмотреть законодательство, регулирующее правоотношения по социальной защите инвалидов с детства.
Согласно п. 4 методических указаний по определению причин инвалидности, инвалидность с детства устанавливается в тех случаях, когда инвалидность вследствие заболевания (или увечья), возникшего в детстве, наступила до достижения 16 лет (учащимся - 18 лет).
Глава 3:
Необходимость защиты государством определенной части населения ха¬рактерно для любой общественно-экономической формации. Виды и формы защиты, объем предоставляемых средств и натуральных услуг, законодательная база и т.д. зависят от классовой структуры общества, степени его цивилизован¬ности и гуманизации, уровня развития производительных сил.
Так, при первобытнообщинном строе содержание больных, стариков, де¬тей, беременных женщин осуществлялось за счет средств всего рода, общины. В условиях рабовладения и феодализма социальное обеспечение имело харак¬тер облагодетельствования. Социальная защита в СССР первоначально распространялось только на рабочих и служащих через социальное страхование. С течением времени социализм осуществлял свои программные установки на неуклонный рост народного благосостояния, создавал необходимые условия развития всеобщей и доступной системы социального обеспечения.
В настоящее время право на социальную защиту закреплено во многих нормативно-правовых актах, которые являются основой законодательства и ис¬точниками этой отрасли права. Под законодательством понимается совокуп¬ность всех действующих нормативно-правовых актов независимо от их вида и юридической силы. Источники права - это результат правотворческой деятель¬ности, т.е. нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регули¬рующие те или иные общественные отношения. Источники любой отрасли пра¬ва представляют собой систему, состоящую из актов различной юридической силы, объединенных общим предметом регулирования. Сложность регулирова¬ния правоотношений в области социальной защиты предопределяется множест¬венностью и разнообразием актов, складывающихся в систему источников этой отрасли права. Источники права классифицируются по различным критериям: по сфере действия, по кругу субъектов, по сроку их действия и т.д. Наиболее практическое значение имеет классификация источников по их юридической силе. По этой классификации выделяют следующие виды нормативных актов: законы и подзаконные акты. Однако существующая в современной России за¬конодательная база в сфере социальной защиты населения продумана, порой противоречива, не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к закону и подзаконному акту. К их числу относятся:
1. соответствие национальных норм в сфере прав, свобод и интересов гра¬ждан международно-правовым;
2. недопустимость противоречия законов, подзаконных актов Основному закону государства;
3. издание и введение в действие законов только высшим законодательным органом;
4. безоговорочное подчинение законам и их беспрекословное исполнение государством и гражданином;
5. экономическое обеспечение каждой нормы закона;
6.наличие механизма всеобъемлющего контроля и надзора за исполнением правопредписаний всеми, всегда и всюду.
Действенным, эффективным и соблюдаемым может быть только тот за¬кон, подзаконный акт, который соответствует всем, шести международно-правовым критериям. Несовпадение хотя бы с одним из требований означает, что такое правопредписание исполняться не будет.
С начала 90-х годов в законодательную базу включаются не только законы и подзаконные акты России, но и международно-правовые акты, регламенти¬рующие деятельность государства и их органов, организаций в социальной сфере, многосторонние и двусторонние договоры России с государствами даль¬него и ближнего зарубежья. В п.4 статьи 15 Конституции Российской Федерации прямо указано, что общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором уста¬новлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются прави¬ла международного договора. Являясь участником практически всех междуна¬родных договоров в сфере защиты прав человека, Россия предоставляет соот¬ветствующим международным органам право контролировать соблюдение ею добровольно взятых на себя международных обязательств в этой области. При¬нятие Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и других между¬народных актов стало значительным достижением человечества, но и здесь су¬ществуют многочисленные проблемы . Поиски правильного соотношения меж¬дународных и внутренних норм, их «взаимопроникновения» остаются трудной проблемой, и ее решению необходимо уделить серьезное внимание. Необхо¬димо также отметить, что многие международные договоры и соглашения Рос¬сии по вопросам социально- правовой защиты, заключенные в последние годы, или вообще не публикуются, или это делается с большим опозданием.
В связи с ратификацией Россией основного правового акта Совета Европы - Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вопрос о соответствии законодательства Российской Федерации международным нормам стал еще более актуальным.
Заключение:
В ходе проведенного исследования было выявлено, что социальная защита инвалидов с детства в России в целом и в Краснодарском крае в частности находится не на должном уровне. Есть еще недостатки и обидные упущения.
Эффективность социальной защиты инвалидов с детства зависит прежде всего от продуманной социальной политики государства, от хорошо разработанной законодательной базы, регламентирующей деятельность системы социальной поддержки инвалидов с детства.
Уменьшить тенденцию увеличения первичной инвалидности с детства должны, в первую очередь, профилактические мероприятия.
В целях предупреждения увеличения первичной инвалидности с детства государством должны быть проведены профилактические мероприятия, такие как:
выявление вредных факторов среды;
внедрение автоматизированных систем профилактических осмотров;
создание федеральных целевых программ в области защиты инвалидов с детства и контроль за их реализацией;
реабилитация и специализированная медицинская помощь детям-инвалидам.
С целью снижения частоты рождения детей с врожденной и наследственной патологией, выявления вредных факторов среды, организации помощи семьям на базе Кубанской межре¬гиональной медико-генетической консультации создана служба слежения за врожденными пороками развития у детей.
Начата работа по созданию единой системы по консуль¬тированию, наблюдению и оказанию помощи беременным, у которых антенатально диагностирована хирургическая патоло¬гия плода с последующей ранней и своевременной хирургиче¬ской коррекцией врожденных аномалий и пороков развития.
Для раннего выявления отклонений в состоянии здоро¬вья детей и предотвращения перехода болезней в хронические проведена работа по изменению технологии проведения массо¬вых углубленных осмотров детей, внедряются автоматизиро¬ванные системы профилактических осмотров (АСПОН). Это позволило значительно повысить количество выявлений пато¬логических нарушений состояния здоровья детей при их прове¬дении и увеличить охват диспансерным наблюдением детского населения.
Большую работу по профилактическим осмотрам детей-инвалидов и детей-сирот детских домов и школ-интернатов де¬партамента образования и науки администрации края проводит краевой консультативно-диагностический центр для детей. Ав¬томатизированные системы профилактических осмотров вне¬дрены в городах Анапе, Лабинске, Каневском, Ленинградском, Абинском, и Брюховецком районах.
В рамках федеральной программы «Дети России» в крае успешно проводится неонатальный скрининг на фенилкетону-рию (ФКУ) и гипотиреоз. В результате за 3 года выявлен 21 ре¬бенок с ФКУ и 37 с гипотиреозом, а, следовательно, и предот¬вращена их инвалидность. Продолжалась начатая в 1995 году работа по внедрению скрининга на альфафетопротеины (АФП) в сыворотке крови беременных женщин с целью своевременного формирования группы беременных женщин, угрожаемых по рождению детей с врожденными пороками развития. При уча¬стии средств программы за последних три года было проведено 60015 исследований крови на АФП и 838 инвазивных методов диагностики, в результате которых предупреждено рождение более 300 детей с генетическими и врожденными заболевания¬ми.
С целью раннего выявления нарушений слуха у новоро¬жденных начато внедрение трехэтапного аудиологического скрининга, для проведения которого родовспомогательные уч¬реждения и детские поликлиники на всех территориях края обеспечены звукореактотекстами. Охват составляет 61% от чис¬ла родившихся и имеющих факторы риска по тугоухости. Скрининг практически не работает в городах Краснодаре, Но¬вороссийске, Темрюкском районе, что и дает такой низкий ох¬ват в целом по краю.
Реабилитация и специализированная медицинская по¬мощь детям-инвалидам проводится на базе амбулаторных и стационарных отделений восстановительного лечения, санато¬риев, реабилитационных центров.
Дети, находящиеся в домах ребенка края, получают лече¬ние и реабилитацию по заболеваниям на базе домов ребенка, 20% детей диспансерной группы пролечены в стационарах. Все дети-инвалиды домов ребенка консультируются краевыми спе¬циалистами.