Введение:
За последнее десятилетие экономика России претерпела значительные изменения: другими стали условия хозяйствования для унитарных и бюджетных учреждений. Система бухгалтерского учета и налогообложения, установленная законодательством Российской Федерации, не всегда успевает за развитием экономической ситуации. В значительной мере это относится и к системам учета в бюджетных и унитарных предприятиях. Ведение учета в бюджетных и унитарных предприятиях часто вызывает затруднения. Много ошибок возникает при учете предпринимательской деятельности в бюджетных предприятиях, имущества в унитарных предприятиях. Поэтому целью данной работы служит сравнительный анализ системы учета и налогообложения в бюджетных и унитарных предприятиях. Различия в учете основаны на характере деятельности данных организаций: коммерческом и некоммерческом. Принципы построения системы учета в бюджетных и унитарных предприятиях обусловлены спецификой организации, формирования капитала, ресурсов и направлениями деятельности данных учреждений. Основными задачами данной работы являются: изучение принципов организации учетного процесса, исследование особенностей бухгалтерского учета в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также учреждениях, финансируемых из бюджетов различных уровней. Рассмотрены особенности учета в бюджетных учреждениях и унитарных предприятиях: различные планы счетов, мемориально-ордерная и журнально-ордерная системы . Изучены проблемы учета в анализируемых системах. Особое внимание уделяется рассмотрению приоритетных направлений в учете: финансирования, расходов, контроля за расходованием бюджетных средств, их нецелевого использования; учет имущества, полученного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Проведен анализ налогообложения в исследуемых предприятиях: бюджетные учреждения и унитарные предприятия исчисляют налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами в общеустановленном порядке согласно гл.25 НК РФ. При осуществлении нескольких видов деятельности, доходами от одних видов деятельности не должны перекрывать расходы от других видов деятельности. Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и унитарные предприятия так же являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, облагается налогом на пользователей автомобильных дорог. Бюджетные и унитарные предприятия также являются плательщиками ряда местных налогов. Результаты сравнительного анализа положены в основу разработки путей реформирования системы бухгалтерского учета и налогообложения. Повышению собираемости налогов должно способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования. Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу, повышению эффективности управления государственным имуществом, в том числе унитарными предприятиями и акциями, находящимися в государственной собственности, и составляющими государственный сектор экономики.
Глава 3:
Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.
Налоговая реформа должна реализовываться по следующим направлениям:
1. Совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организаций и потребителей, снижения общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков за счет: реформирования отдельных видов налогов (введение новых или замена действующих налогов, изменение механизма взимания налогов), сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов (прежде всего «оборотных» налогов), в частности:
а) отмена налогов с продаж, на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов;
б) повышение бюджетообразующего значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, введение налога, призванного обеспечить изъятие сверхдоходов, связанных с ценовой конъюнктурой;
в) переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;
г) введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду; д) расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;
е) введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции при добыче нефти из низкопродуктивных участков недр, модифицированного порядка уплаты налогов для сельскохозяйственных производителей, малых предприятий, а также особых экономических зон;
ж)придания налоговому законодательству большей четкости и «прозрачности», не оставляющей места для неоднозначного толкования налоговых норм, в том числе на основе мер по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава вычитаемых затрат;
з) пересмотра и отмены большинства налоговых льгот, сокращения перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств.
2. Совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.
3. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов. Основными направлениями данной работы будут являться:
изменение организационной структуры налоговых органов - создание региональных налоговых инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие организации, ведущие хозяйственную деятельность на территории России;
ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, одним из направлений которого является образование центров обработки данных, где предусматривается создание информационного массива на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от самого налогоплательщика, но и из других источников (государственных и негосударственных структур). Это позволит производить полный и всесторонний анализ информации о налогоплательщике, обеспечить соблюдение налогового законодательства всеми категориями налогоплательщиков, оптимизировать выбор объектов при проведении контрольной работы; реализация мер по борьбе с неучтенным наличным оборотом, в том числе ужесточение контроля за налогоплательщиками путем обязательного присвоения организациям и гражданам индивидуальных номеров налогоплательщиков, обязательная регистрация в налоговой службе всех банковских счетов организаций, усиление контроля за движением наличных денежных средств в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, ужесточение нормативной базы, регламентирующей деятельность банковской системы, направленное на борьбу с открытием счетов без уведомления налоговой службы, с фиктивными банковскими депозитами, с передачей векселей юридических лиц физическим лицам, и т.п.; совершенствование механизма применения рыночных цен для целей налогообложения.
Заключение:
Реформирование экономики России привело к значительным изменениям в методологии учета и налогообложения, изменились условия хозяйствования для унитарных и бюджетных учреждений. Данная тема стала актуальной именно в настоящее время, так как основными направлениями структурного изменения экономики стали государственные предприятия. Особое внимание стало уделяться эффективности использования государственной и муниципальной собственности. Согласно действующему налоговому законодательству бюджетные организации, как правило, не являются плательщиками налогов и сборов. Однако по отдельным налогам, а также в ряде случаев бюджетные организации и унитарные предприятия могут признаваться налогоплательщиками и плательщиками сборов.
Целью данной работы явился сравнительный анализ системы учета и налогообложения в бюджетных и унитарных предприятиях в целях избежания ошибок при применении налогового законодательства. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организацией в процессе ее деятельности. Принципы построения системы учета в бюджетных и унитарных предприятиях обусловлены спецификой организации, формирования капитала, ресурсов и направлениями деятельности данных учреждений, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Бюджетное учреждение-организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления; обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности; выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование; оценка фактического использования выявленных резервов.