Введение:
В последнее время появляется всё больше публикаций с малоизвестным ранее названием «франчайзинг». Авторы с восторгом отзываются о его преимуществах и пророчат ему большое будущее.
Кратко определить франчайзинг можно как систему контрактных отношений, при которых одна сторона – франчайзер на определённых условиях предоставляет другой стороне – франчайзи использовать своё имя (торговую марку) при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности.
Система таких взаимоотношений перенесена в Россию из США и Великобритании и юридически закреплена в Гражданском кодексе РФ с терминологией «коммерческая концессия», или «франчайзинг».
Необходимость разра¬ботки организационно-экономических основ форми¬рования интегрированных форм бизнеса обусловлена современным состоянием экономики, ее интерна¬ционализацией. Особенно ярко эта тенденция просматривается применительно к предприятиям, функционирующим в условиях спа¬да производственных и финансовых показателей, ко¬гда каждый производитель желает направить внима¬ние потребителей на свою продукцию.
Одним из приоритетных направлений является разработка организационно-экономическо¬го механизма формирования, становления и разви¬тия франчайзинговой формы организации бизнеса. Такая необходимость связана с состоянием предпри¬нимательской деятельности в стране.
Суть франчайзинговой формы организации бизнеса состоит в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени (бренда) другому пред¬приятию (фрайчайзи) на определенных условиях. Франчайзинг способствует оперативному расши¬рению рынка сбыта своей продукции без значитель¬ных финансовых вложений, которых у предприятия может просто не быть. Франчайзи, работая под тор¬говым знаком франчайзера, тем самым обеспечивают рост прибыли, рекламируя и его, и его продукцию.
Франчайзинговая форма организации бизнеса ак¬тивизирует деятельность предпринимателей, а это требует необходимых разработок и обоснования прин¬ципов и культуры взаимоотношений, распределе¬ния функций управления между партнерами, информационного обеспечения всего процесса совме¬стной деятельности.
Сегодня в экономике страны франчайзинг как ин¬тегрированная форма организации бизнеса является относительно новым явлением, для которого необхо¬димо выработать основные теоретические и методо¬логические позиции.
Глава 3:
Фирмы-производители часто не могут построить ди¬лерскую сеть по целому ряду причин, а именно: из-за низкого ассортимента товаров, отсутствия торговой мар¬ки, хронической нехватки средств и, конечно же, неста¬бильности спроса на производимую продукцию. «Дов¬гань» всем производителям гарантировала качество вы¬пускаемой продукции, широко разрекламированную тор¬говую марку, пользовалась доверием потребителя, а так¬же имела отлаженную дилерскую сеть в регионах России и СНГ.
Огромная популярность франчайзинга за рубежом (где его считают бизнес-революцией XX в.) заключается не просто в эффективном развитии бизнеса для крупных фирм и предприятий. В большей степени успех объясня¬ется предоставлением возможности для малого предпри¬ятия или частного предпринимателя организовать свое собственное преуспевающее дело в качестве франчайзи какой-либо торговой марки или бизнес-концепции.
Действительно, сейчас для того чтобы организовать собственное дело, требуются значительный опыт, знания и, наконец, денежные средства. В то же время сотрудни¬чество с зарекомендовавшей себя на рынке компанией в ус¬ловиях франчайзинговой формы организации бизнеса позво¬ляет предпринимателю воспользоваться уже функциони¬рующей концепцией и методикой ведения бизнеса и избе¬жать многих проблем, которые в противном случае не¬пременно бы возникли перед предпринимателем. Таким образом, франчайзинг освобождает предпринимателя от всех затрат и вложений, с которыми он неизбежно столкнулся бы при становлении своего бизнеса.
Используя уже известный товарный знак, предпри¬ниматель автоматически привлекает клиентов этой ком¬пании, поскольку зачастую клиенту по внешним призна¬кам невозможно отличить, чьими товарами или услугами он пользуется.
Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший оп¬ределенную нишу, технологии которого были всесторонне опробованы на практике. Это значительно минимизирует его предпринимательский риск. Обладатель франшизы гарантирует себе определенную стабильность на рынке, возможность лучшего планирования собственного дохода и прибыли. По данным статистики США, в сфере услуг обычно распадается 75% только что организованных фирм, а в системе франчайзинга выживает 85%.
Являясь владельцем торговой марки, имея право на процент от вашей прибыли, франчайзер материально заин¬тересован в коммерческом успехе вашего бизнеса. В связи 'с этим чаще всего франчайзеры осуществляют всесто¬роннюю поддержку своих партнеров. Во-первых, это ка¬сается консультационной поддержки франчайзи по всем основным аспектам ведения бизнеса (организация управления, технология продаж и многое другое). Поми¬мо этого, франчайзер чаще всего предоставляет возмож¬ность приобретения на льготных условиях расходных ма¬териалов, сырья либо у самой компании, либо у поставщиков. Другой аспект франчайзинговых отношений -возможность значительно снизить издержки франчайзи — это реклама. Франчайзи, купив торговую марку, получа¬ет гораздо большие возможности рекламировать товар.
Заключение:
Франчайзинговая форма организации бизнеса создает предпосылки для реализации достаточно круп¬номасштабных программ. Тщательно спланированная и обоснованная программа франчайзинга позволяет пред¬принимателю существенно расширить границы своих воз¬можностей, определить главные направления своей дея¬тельности, прогнозировать свои будущие доходы, быстро получить общественное признание.
Как было показано в первой части дипломного проекта, идея франчайзинга относительно про¬ста и заключается в передаче одной компанией (фран¬чайзером) прав на использование своего товарного знака, имени другой компании (франчайзи) на определенных условиях.
Франчайзинговая форма организации бизнеса дает неоспоримые преимущества для обоих уча¬стников этих отношений. Для малых предприятий и инди¬видуальных предпринимателей предоставляется в распоря¬жение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний — возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке.
На данный момент бизнес на условиях франчайзинга — это один из самых оперативных и эффективных способов расширения рынка сбыта своей продукции, увеличения товарооборота, особен¬но в условиях, когда одним из самых решающих факторов в конкурентной борьбе становится наличие развитой торго¬вой сети.
Как было выявлено в ходе написания дипломной работы, особенности и преимущества франчайзинга как интег¬рированной формы организации бизнеса, связанные с соз¬данием собственных новых производственных, торговых, сервисных и других предприятий, состоят в следующем.