Введение:
Виноградное вино как продукт питания значительно превосходит по сво-им пищевым свойствам другие алкогольные напитки. Вино, особенно красное, - источник важных в биологическом отношении веществ, поступление которых в организм с другими пищевыми продуктами ограничено или невозможно.
Диетические свойства вин получили всеобщее признание в течение ты-сячелетий. Вину приписывалось божественное происхождение.
Известны и биоэнергетические свойства вина. Литр сухого вина даст 600-800 ккал. Сладкие и крепкие вина дают еще больше калорий, в зависимости от содержания спирта и сахара.
Умеренное потребление вина смягчает тенденцию к сокращению арте-рий во время стресса, уменьшает кровяное давление и увеличивает диаметр кровеносных сосудов. Этанол способствует коагуляции крови, уменьшает число бляшек на стенках артерий, убивает патогенные микроорганизмы. В же-лудочном тракте.
Компоненты вина помогают растворять жировые отложения и особенно оказывают благоприятное влияние как антиоксиданты, препятствующие разви-тию артеросклероза, закупорке сосудов и, возможно, даже развитию раковых заболеваний.
Умеренное потребление вина на 50% препятствует возникновению сер-дечно-сосудистых заболеваний.
Все полезные компоненты вина можно получить только при употребле-ние качественной, не фальсифицированной винодельческой продукции.
В связи с этим актуальность данной темы заключается в том, что потре-бители могут приобрести высококачественные и конкурентоспособные вина разных марок с учетом их полезных свойств для человеческого организма.
Одним из производителей таких вин выступает ОАО «Янтарное», которое является объектом настоящего исследования.
ОАО «Янтарное» сегодня – современное многоотраслевое агропромыш-ленное предприятие, объединяющее целое производство и переработку сель-скохозяйственной продукции. Приоритетным видом деятельности хозяйства является виноградарство и виноделие.
На винзаводе ОАО «Янтарное» ежегодно производится 200 тысяч дека-литров вина, что составляет 40% от производства вина в Ростовской области. Ассортимент выпускаемых натуральных виноградных и плодовых вин состоит из 21 наименований, качество которых на Российских и международных дегу-стационных выставках и конкурсах отмечено более чем 50-тю медалями, из них 27 золотых и 2 «Гран-при». Вина отличаются легкостью, свежестью, чистым сортовым ароматом. Это достигается благодаря тому, что специалисты хозяй-ства контролируют процесс производства винограда и вина, начиная с выра-щивания виноградных саженцев и до розлива вина в бутылку.
Предметом дипломного исследования являются вина, выпускаемые ОАО «Янтарное».
Глава 3:
Упаковка «Bag in Box» (рис. 3.1) имеет массу достоинств: во-первых, в перевозке; во-вторых, купившему вино в такой нет нужды искать штопор. «Бо-чонок» имеет розливочный кран с односторонним клапаном. Который не по-зволяет воздуху попадать внутрь пакета, поэтому даже в открытом виде вино не теряет свои свойства как минимум в течении 3-х месяцев. При помощи этого крана вино можно налить в графин или прямо в бокал. Эстетично и удобно, к тому же , покупая вино в упаковке, можно выиграть в цене. При этом уровень качества вина бутылочного и вина в упаковке «Bag in Box», как правило, иден-тичное. Трехлитровая упаковка идеально подходит для любых праздников и пикников. Благодаря тому, что вино в «Bag in Box» не портиться в течении длительно срока, оно прекрасно подходит для использования в кафе и рестора-нах.
В антисептической упаковке «Тетра Пак» вино также полностью сохра-няет свои полезные свойства, не подвергаясь воздействию света, влаги и возду-ха. Среди преимуществ новой упаковки для торговой сети – экономия места, новизна и эстетичность упаковки, а для потребителей, кроме указанных выше, еще и удобство и минимальный вес продукта. Вино в упаковке «Тетра Пак» успешно продается на рынке таких винодельческих стран как Франция, Ита-лия, а в Аргентине данный вид упаковки вообще потеснил традиционную стек-лянную бутылку. Поэтому есть основания, полагать. Что эта упаковка успешно войдет на российский рынок вина. Основания не ошибочны.
В такую упаковку ОАО АПФ «Фанагория» планирует разливать луч-шие натуральные сухие и полусладкие виноградные вина ("Шардоне Фанаго-рии", "Совиньон Фанагории", "Фанагорийское красное", "Каберне Фанагории", "Фанагорийское", "Черный лекарь"), объединенных в коллекцию "Доктор Эно". Название коллекции говорит о ее направленности - в первую очередь, эти вина предназначены для санаторно-курортных учреждений в качестве элемента эно-терапии, т.е. винолечения.
ОАО АПФ "Фанагория" планирует выпускать до 500 тыс. упаковок "Тет-ра Пак" в месяц при производительности линии 4,5 тыс. упаковок в час. При-нимая решение о запуске данной линии принималось во внимание, что многие курортные учреждения края включают винолечение в комплекс оказываемых услуг, и порционная упаковка станет удобной для отдыхающих. Вина в этой упаковке найдут своих покупателей там, где стеклянная бутылка не может ис-пользоваться, например, во время массовых городских мероприятий.
Данные вина в упаковке «Тетра Пак» можно также приобрести в некото-рых магазинах г. Ростова-на-Дону.
В связи с такой ситуацией на рынке винодельческой продукции ОАО «Янтарное» необходимо как можно скорее начать выпуск вин в антисептиче-ской упаковке «Тетра Пак», что позволит сэкономить денежные средства на приобретение стеклянной тары для вина и повысит привлекательность и конку-рентоспособность данной продукции для покупателей.
Заключение:
Дипломная работа посвящена формированию ассортимента и оценке кон-курентоспособности вин ОАО «Янтарное». В процессе работы были изучены основные понятия по производству вина, их классификации и ассортименту, а также маркировке, хранении, упаковке, оценке конкурентоспособности. Была проанализирована производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Янтар-ное и внесены предложения по совершенствованию ассортимента и повыше-нию конкурентоспособности вин данного предприятия.
Были рассмотрены теоретические вопросы товароведения виноградных вин – сырье; технология производства; классификация и ассортимент вин; упа-ковка, маркировка, хранение и транспортирование вин; оценка качества и кон-курентоспособности готовой продукции.
В данной дипломной работе был проведен анализ производственно–финансовой деятельности ОАО «Янтарное», который включал:
1. Анализ работы винзавода ОАО «Янтарное».
По данным анализа видно, что на предприятии в 2002 году было розли-то 759619 тыс. бут. В сезон переработки урожая 2002 г. было переработано 614,5 тонн винограда, со средней сахаристостью 18,7%, из них:
- винограда собственного производства – 496,9 тонн;
- винограда закупленного в хозяйствах – 117,6 тонн.
Винзавод имеет акцизный склад общей площадью 700 м2 и вместимостью 100 000 бут.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: анализ основных финансовых результатов деятельности, анализ финансового состоя-ния, анализ рентабельности и эффективности деятельности.
На основе рассмотренных теоретических вопросов и проведенного ана-лиза было проведено маркетинговое социологическое исследование рынка ви-на г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Оно выявило портрет потребите-лей по полу и возрасту; по социальному положению и уровню среднемесячных доходов. Также были выявлены предпочтения вин по крепости, маркам вин и их популярности среди респондентов.
На основе маркетингового исследования была проведена оценка конку-рентоспособности вин ОАО «Янтарное» на основании опроса покупателей вин-ной продукции.
В качестве образцов были взяты вина «Кагор Благовест» (Молдова), «Ка-гор Бальзамный» (ОАО «Фанагория» Краснодарский край). При оценке конку-рентоспособности был определен перечень параметров, подлежащих анализу (прозрачность, вкус, цвет, аромат).
На основе проведенного расчета интегрального показателя относитель-ной конкурентоспособности вин трех марок: «Кагор» (ОАО «Янтарное»), «Ка-гор Благовест» (Молдова), «Кагор Бальзамный» (ОАО «Фанагория» Красно-дарский край) можно сделать вывод о степени привлекательности для покупа-теля каждого из них: лучшим по качеству является «Кагор Бальзамный» (ОАО «Фанагория» Краснодарский край); на втором месте «Кагор» (ОАО «Янтар-ное») и на третьем месте «Кагором Благовест» (Молдова).
Помимо этого, следует сказать и о цене каждого вина. По этому показа-телю «Кагор Бальзамный» также является наиболее приемлемым.
Помимо расчета конкурентоспособности вышеперечисленных марок вин, была проведена оценка конкурентоспособности двух вин, выпускаемых ОАО «Янтарное» - «Кагор» и «Кагор Свято-Донской».