Введение:
Особенность функционирования банковской системы в рыночной эко-номике определяет необходимость организации контроля и надзора за дея-тельностью коммерческих банков. Банковская система выполняет роль по-средника, аккумулируя сбережения частных лиц и предприятий и предос-тавляя их другим физическим и юридическим лицам, то есть банки пере-распределяют мобилизованные денежные средства для наиболее эффективного и производительного использования. Поскольку банки являются важнейшими элементами инфраструктуры современного общества, то обеспечение их устойчивого функционирования требует постоянного надзора и контроля за их работой.
Можно выделить следующие основные виды контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков: государственный внутриведомствен-ный контроль, аудиторский контроль и внутренний контроль.
Государственный внутриведомственный контроль и надзор за дея-тельностью банков выражается действующей системой банковского законо-дательства и осуществляется Центральным банком страны.
Аудиторский контроль - это контроль, осуществляемый независимы-ми организациями, то есть аудиторскими фирмами. Внешний аудит служит средством независимой проверки и раскрытия финансового положения про-веряемого банка.
Внутренний контроль - это контроль, осуществляемый специально созданной для этих целей службой банка. Внутрибанковский контроль на-правлен на ограничение рисков, принимаемых банками, с целью повышения надежности банка.
Все существующие виды контроля и надзора за деятельностью банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности банков и бан-ковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля.
Организация банковского надзора основывается на национальной за-конодательной базе и рекомендациях международных банковских комите-тов.
В рамках межгосударственного контроля Базельский комитет пред-ставил 25 Основных принципов, которые, по его мнению, являются основой для организации действенного банковского надзора и регулирования бан-ковской деятельности.
С целью всестороннего изучения банковского контроля и надзора пе-речисленные тезисно аспекты будут рассмотрены в представленной работе более подробно.
Глава 3:
Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заклю-чением. Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Вводная часть содержит сведения о клиенте и об аудиторской фирме.
Аналитическая часть аудиторского заключения, по существу, освеща-ет вопросы, детальное изучение которых является объектом аудиторской проверки. Она должна содержать следующую информацию по результатам аудита:
1) соблюдение норм действующего законодательства по совершенным операциям;
2) соответствие ведения бухгалтерского учета федеральным законам и нормативным актам Банка России;
3) наличие у банка ежедневного сводного бухгалтерского баланса учетом филиалов, в том числе находящихся за рубежом;
4) правильность составления бухгалтерской отчетности;
5) правильность составления финансовой отчетности (Инструкция № 17) в части характеристики качества ссудного портфеля и величины резерва на возможные потери по ссудам;
6) правильность расчета и соблюдение экономических нормативов;
7) правомерность формирования уставного, резервного и других фон-дов банка, правильность использования резервного фонда;
8) своевременность и полнота депонирования обязательных резервов;
9) достаточность сформированного резерва на возможные потери по ссудам и резерва под обесценение вложений в ценные бумаги;
10) правильность открытия (закрытия) счетов (расчетных, текущих, корреспондентских счетов);
11) правомерность, правильность и своевременность проведения опе-раций (расчетных, ссудных, депозитных, валютных, операций с ценными бумагами, кассовых, переоценки счетов в иностранной валюте);
12) выполнение банком функций агента валютного контроля;
13) выполнение предписаний ГУ ЦБ;
14) полнота и правильность начисления и отражения в учете процен-тов к уплате и к получению;
15) правильность учета и формирования доходов;
16) своевременность и правомерность отнесения на счета расходов произведенных затрат;
17) достоверность отчетности о наличии неоплаченных расчетных до-кументов клиентов банка из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка;
18) качество управления банком:
- участие Совета директоров в управлении банком;
- наличие положений о структурных подразделениях банка и должно-стных инструкциях;
- наличие кредитного комитета и характеристика процедуры рассмот-рения кредитной заявки, принятия решения о выдаче кредита и контроля за его выполнением;
- состояние внутрибанковского контроля;
19) выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.
В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о под-тверждении достоверности годовой бухгалтерской отчетности банка, реали-зации им рекомендаций аудиторской фирмы и о возможности опубликова-ния баланса коммерческого банка в открытой печати.
На основе заверенных аудиторской фирмой баланса и Отчета о при-былях и убытках банком составляется публикуемая отчетность. При под-тверждении аудиторской фирмой достоверности бухгалтерской отчетности публикуемая отчетность, составленная на ее основе, заверяется печатью и подписью аудиторской фирмы.
Заключение:
События 17 августа 1998 г. больно ударили по всем сегментам рос-сийской экономики, од¬нако едва ли не самый серьезный урон был нанесен банковскому сектору. Между тем без восстановления нормального функционирования банковской системы планы исполнительной вла¬сти по нормализации экономической ситуации обречены на провал: если использовать анало¬гию с человеческим организмом, то банки игра¬ют крайне важную функцию «кровеносной сис¬темы» в теле экономики, обеспечивая нормаль¬ное циркулирование и приток к его различным частям «крови» экономики — денег. Очевидно, что современная экономическая система не может функционировать в условиях практически пол¬ной парализации системы платежей и расчетов, а также различных кредитных операций. В этих условиях важнейшей задачей является обеспечение устойчивого функционирования банков, что требует постоянного надзора и контроля за их работой.
Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики, изменении внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызы-вают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организация-ми и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного со-вершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым со-стоянием банков.
Занимая активную позицию Банк России исходит из того, что надзор-ная деятельность должна иметь конструктивный характер, т.е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномо-чий и ответственности Центрального банка способствовали бы формирова-нию действенной банковской системы, оптимизации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соот-ветствии с перспективными сдвигами экономического развития страны.
Главной стратегической целью банковского надзора является свое-временное реагирование на нарушения и негативные тенденции в деятельности банков для нормализации, упрочнения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как каждого из них, так и банковской системы в целом. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных действующим банковским законодательством, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи. Одно важное замечание относительно полномочий и роли органов надзора - органам надзора должны быть представлены соответствующие полномочия для осуществления своих обязанностей, но важно, чтобы влияние не привело к тому, что они будут управлять банками. Служба надзора существовала в Госбанке СССР и ранее, но она была ориентирована на сугубо ревизионную проверку деятельности банков, выявление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности, нарушений приказов по Госбанку СССР. В России при возникновении службы надзора она с самого начала была ориентирована в основном на выдачу лицензий, разработку регламентаций и на дистанционный контроль за деятельностью банков. Однако, в условиях рез-ко изменившихся исторических обстоятельств перед надзорной службой ставятся качественно новые задачи. Характерно, что в 1993 году банковская инспекция работала без утвержденных правил организации и проведения инспекторских проверок и руководствовалась в основном общим положе-нием об инспекционных подразделениях. Сейчас такие правила существуют.