Введение:
В развитии малого предпринимательства за последние несколько лет наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития малых предприятий был характерен устойчивый рост как их числа (за 1992 г. их количество увеличилось в 1,2 раза; за 1993 г. - в 1,5 раза), так и количество занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1999 г. прирост числа малых предприятий составил лишь 3,7%, а в 2001 г. впервые наблюдалось абсолютное сокращение их числа на 2,2%.
Такое изменение ситуации имеет под собой множество причин, главным образом, связанных с проблемами малого предпринимательства в России.
К их числу можно отнести постоянно меняющуюся законодательную базу, немалую величину налогового бремени, нестабильность экономической ситуации в стране, бюрократизацию и излишнее государственное вмешательство.
Целью данной дипломной работы является комплексное изучение этих проблем и поиск путей их решения в условиях рыночной экономики
В ходе реализации поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
дать характеристику субъектам малого бизнеса, проанализировать становление малого бизнеса в России и наметить проблемы его развития в России;
провести анализ налоговой нагрузки конкретного хозяйствующего субъекта малого предпринимательства;
предложить рекомендации по совершенствованию системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Субъектом исследования выступает ООО «Солярис».
Теоретической и методической основой послужили постановления прави¬тельства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам малого предпринимательства.
При проведении исследования использовались отчетные материалы ООО «Солярис». В работе применялись общие методы исследования - системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Ее объем - 100 стр. машинописного текста, содержит 9 таблиц, 3 рисунка и приложения.
Глава 3:
Статьей 241 НК РФ установлена регрессивная шкала ЕСН, при которой по мере увеличения налоговой базы снижается налоговая нагрузка.
Вместе с тем для практического применения регрессивной шкалы ставок ЕСН в пункте 2 статьи 241 НК РФ для налого¬плательщиков установлены определенные условия: в случае если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН накоплен¬ная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то ЕСН до конца налогового периода уплачивается по макси¬мальной ставке независимо от фактической величины налого¬вой базы на каждое физическое лицо.
При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% ра¬ботников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у нало¬гоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имею¬щих наибольшие по размеру доходы.
При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, а в настоящее время - соответствующей Инструкцией, утв. постановлением Госкомстата России от 7 декабря 1998 г. № 121, согласно кото¬рой в среднюю численность работников не включаются лица, заключившие авторские и лицензионные договоры.
Таким образом, наличие в любом месяце года среднего раз¬мера налоговой базы по ЕСН, меньшему, чем 2500 руб., лишает организацию до конца года применять регрессивную шкалу по ЕСН.
Вывод: поскольку условием для применения регрессивной шкалы ЕСН являются достаточно высокие доходы большин¬ства работников организации (а не только руководящего со¬става) , то задачей налоговой оптимизации является отслежива¬ние не только конкретного размера доходов, начисленных в пользу физических лиц, но и средней величины доходов в це¬лом по организации равномерно в течение года.
Глава 24 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декаб¬ря 2001 г. № 198-ФЗ), регламентирующая все вопросы исчис¬ления ЕСН, содержит один ключевой момент, который может быть использован для ухода от ЕСН. Однако новизна этих норм, отсутствие правоприменительной практики и разнобой в разъяснениях официальных органов создают некоторую не¬определенность в практическом применении указанных норм, поэтому в налоговой оптимизации их следует использовать крайне осторожно, тщательно взвешивая все «за» и «против».
Необходимо подчеркнуть, что отсутствие объекта налого¬обложения приводит к тому, что отсутствует и необходимость исчисления ЕСН, что можно сформулировать и короче: «нет объекта налогообложения - нет и ЕСН».
Согласно статье 236 НК РФ объектами налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых явля¬ется выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вознаграждения в пользу индивидуальных пред¬принимателей (физических лиц, осуществляющих свою пред¬принимательскую деятельность в качестве предпринимателей без образования юридического лица) у источников выплат ЕСН не облагаются, поскольку индивидуальные предприниматели являются самостоятельными налогоплательщиками ЕСН со своих доходов.
При этом не являются объектами налогообложения выпла¬ты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественных прав), а также договоров, связанных с передачей в пользование имуще¬ства (имущественных прав).
Таким образом, если налогоплательщик производит физи¬ческим лицам выплаты, которые не предполагают со стороны их получателя выполнения каких-либо работ (оказания ус¬луг) или исполнения трудовых обязанностей, то такие выпла¬ты не являются объектом обложения ЕСН.
Если организация на основании договора купли-продажи приобретает у физических лиц лично принадлежащее им иму¬щество, то на выплаченный в их пользу доход не следует на¬числять ЕСН. Более того, согласно статье 220 НК РФ физи¬ческие лица - продавцы могут претендовать на получение иму¬щественного налогового вычета по налогу на доходы физичес¬ких лиц.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что статьей 11 НК РФ установлено, что нормы НК РФ в части налогообложения индивидуальных предпринимателей применяются не только к физическим лицам, зарегистрированным в установленном по¬рядке в качестве предпринимателей без образования юриди¬ческого лица, но и к лицам, фактически осуществляющим пред¬принимательскую деятельность (заметим, что практически ана¬логичная норма установлена в статье 23 ГК РФ и примени¬тельно к гражданско-правовым последствиям таких сделок). Исходя из этого систематическая деятельность от продажи иму¬щества согласно статье 2 ГК РФ является предпринимательс¬кой, и поэтому лиц, занимающихся ею, налоговые органы впра¬ве принудительно привлекать к регистрации в качестве инди¬видуальных предпринимателей со всеми вытекающими из это¬го негативными налоговыми последствиями для физических лиц. Это обстоятельство следует иметь в виду при оптимиза¬ции налогообложения ЕСН в качестве ограничения для заме¬ны договоров подряда на договоры купли-продажи имущества.
Аналогичный пример можно привести и с арендой имуще¬ства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 236 НК РФ выплаты по договорам, связанным с передачей в пользование имуще¬ства (договоры аренды) или передачей в пользование имуще¬ственных прав (лицензионные договоры), не относятся к объек¬там налогообложения ЕСН, то даже включение подобных вы¬плат в состав расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 10 п. 1 и подп. 25 п. 1 статьи 264 НК РФ), не образует объекта налогообложения ЕСН.
Единственное условие - имущество, арендованное органи¬зацией у физического лица (или имущественные права, полу¬ченные в пользование), должно использоваться арендатором (пользователем) для осуществления деятельности, направлен¬ной на получение дохода.
Пунктом 3 статьи 236 НК РФ установлено, что не призна¬ются объектом налогообложения выплаты организаций-нало¬гоплательщиков в пользу физических лиц, если такие выпла¬ты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций и единому налогу по упрощенной системе налогообложения в текущем отчетном (налого¬вом) периоде. В письме МНС России от 4 апреля 2002 г. № СА-6-05/415@ разъяснено, что это касается и тех расходов организации, которые поименованы и в статье 237 НК РФ (оп¬лата питания, обучения и т. п.)
Таким образом, между уменьшением налогооблагаемой базы и исчислением ЕСН установлена прямая связь.
ЕСН не облагаются только те выплаты в пользу физических лиц, которые предусмотрены статьей 270 НК РФ. Все прочие выплаты в пользу физических лиц, будучи так и или иначе связаны с производственными результатами, подлежат включению в состав расходов на оплату труда со¬гласно статье 255 НК РФ, что неминуемо влечет за собой и начисление ЕСН.
Вывод: не являющиеся объектами налогообложения вып¬латы в пользу физических лиц не облагаются ЕСН.
Заключение:
Основными этапами развития малого предпринимательства являются.
Первый этап наблюдался в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов: огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета; в целом более благоприятное положение дел в экономике; очень быстрое и легкое накопление капиталов; развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику.
Следующий этап - 1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,5 раза) и численности занятых в них. В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.
Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности (третий этап). Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.
На сегодняшний день малые предприятия, вступив в четвертый этап своего развития, в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более, чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
В качестве особенностей малых предприятий можно выделить следующие:
гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре;
инновационная роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с крупными предприятиями;
особенности менеджмента заключаются в простоте организационной структуры; личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах фирмы - одни из наиболее ярких отличий российского МП от крупного;
особенностью финансирования деятельности малого предприятия - порядок финансирования, предполагающий использование в первую очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей;
особенности трудовых отношений: в рыночной экономике для МП по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции; малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала;
особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия, выполняющей две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов; в российской экономике государство в отношении субъектов малого бизнеса, прежде всего, реализует фискальную функцию.