Введение:
В настоящее время в Российской Федерации складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО. Однако развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования.
Действующая в России система регулирования бухгалтерского учета требует от специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности знаний, касающихся разных отраслей законодательства. Прежде всего, это налоговое законодательство.
Налоги, представляющие собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке, являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этого налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета очевидна. Получив денежную выручку за реализованную продукцию, организации используют эти средства для финансирования затрат на производство, а также для необходимых платежей государству по налогам и сборам. В результате у предприятий возникают расчетные отношения с финансовыми органами.
Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Данные ошибки ведут за собой серьезные последствия для хозяйствующего субъекта: от начисления пеней за просрочку платежа — до уголовной ответственности. В условиях самофинансирования и самообеспечения данная проблема стоит особо остро, поскольку НДС является одним из основных налогов, уплачиваемых в бюджет.
В связи с изложенным, целью дипломного проекта является раскрытие вопросов бухгалтерского учета и внутреннего аудита расчетов по налогу на добавленную стоимость, выявление основных недостатков в организации учета и аудита в данной области, а также разработка мероприятий по и совершенствованию на примере ООО «Техторг» г. Спасска Спасского района Рязанской области.
Глава 3:
С целью повышения эффективности системы внутреннего аудита можно предложить следующие мероприятия. В штат сотрудников организации следует ввести должность аудитора (ревизора), что должно быть зафиксировано соответствующим организационно-распорядительным документом по ООО «Техторг» (приказ руководителя организации). При этом также следует утвердить: должностные инструкции, режим (график) работы и порядок оплаты труда специалиста.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37 в обязанности такого специалиста входит:
оказывать бухгалтерские услуги, связанные с различными аспектами бизнеса;
проводить анализ финансовой деятельности предприятия;
осуществлять ревизию бухгалтерских документов и отчетности, оценивать ее достоверность, а также внутренний контроль законности совершаемых финансовых операций, соответствия их законодательным и нормативным правовым актам, соблюдения установленного порядка налогообложения;
давать необходимые рекомендации с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию предприятия и др.
На должность аудитора рекомендуется принять лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое) образование и дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее 5 лет. Трудовые отношения между работодателем (ООО) и работником должны быть оформлены трудовым договором, оформленным в соответствии с нормами трудового законодательства РФ.
Чтобы не дублировать работу бухгалтерии, внутренний аудит должен носить периодический характер. Поэтому проверку рационально проводить по истечению отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев, года). Максимальный срок проведения проверки не должен превышать 30 дней, чтобы не создавать помех для нормальной работы бухгалтерии.
Всю работу по проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость следует подразделить на три этапа:
1. подготовительный этап;
2. собственно проверка;
3. заключительный этап.
На подготовительном этапе разрабатываются план и программа аудита расчетов по налогу на добавленную стоимость.
На основании разработанных плана и программы аудита расчетов по НДС проводится проверка — второй этап работы.
Проверку целесообразно начать с ознакомления с учетной политикой организации, при этом следует ознакомиться с актами налоговых проверок по данному налогу, проанализировать уведомления налоговых органов на предмет получения или отказа в предоставлении льготного налогообложения.
Заключение:
Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог, объектом которого является добавленная стоимость, образованная на всех этапах производства и перепродажи товара. В связи с несовершенством современного налогового законодательства возникает множество спорных моментов, усложняющих порядок его расчета. На практике именно данный налог вызывает наибольшее количество вопросов у специалистов. Поэтому как бухгалтеру, так аудитору в своей повседневной работе следует обращать особое внимание на правильность его исчисления и уплаты в бюджет, что и определяет актуальность темы.
В дипломной работе приводится описание современного состояния бухгалтерского учета и внутреннего аудита расчетов по НДС, выявление недостатков и предложение путей совершенствования на примере ООО «Техторг» г. Спасска.
ООО «Техторг» в соответствии с учредительными документами осуществляет продажу бытовой техники и её комплектующих. За анализируемый период в организации произошел ряд изменений, отразившихся на её размерах, эффективности производства. У организации есть перспективы дальнейшего развития. Однако финансовое положение организации является неустойчивым.
Ответственность за ведение первичного учета расчетов по НДС возложена на главного бухгалтера организации. Начисление НДС производится по мере отгрузки, что закреплено в учетной политике организации. Основанием для начисления налога в бюджет служат выставляемые покупателям счета фактуры, которые регистрируются в книге продаж. Налоговые вычеты применяются на основании полученных от поставщиков счетов-фактур, которые в свою очередь регистрируются в книге покупок. Книга покупок и книга продаж служат источником для формирования налоговой отчетности по НДС. В организации не ведутся журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур.
Аналитический учет расчетов по НДС осуществляется по двух направлениям: налог, подлежащий уплате в бюджет и налог по приобретенным но еще не оплаченным ценностям. Регистром аналитического учета является Книга учета, которая заполняется на основании мемориальных ордеров.
Для отражения операций по учету расчетов по НДС в организации применяются два счета: 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» субсчет «НДС оплаченный» и 19 «НДС не оплаченный».
Следует обратить внимание, что начисление налога отражается по дебет счетов 50 «Касса» (при оплате продукции через кассу), 76 «Расчеты с другими дебиторами и кредиторами» (при оказании услуг сторонним организациям) при покупке материальных ценностей в случае полной их оплаты поставщика делается проводка Д-т 68 К-т 76. Счет 19 применяется только в случае, когда оплата за приобретенные ценности производится по частям. Проводка Д-т 68 К-т 19 делается после полной оплаты счета поставщика.