Введение:
Акция представляет собой ценную бумагу, выпускаемую акционерными обществами, коммерческими банками, биржами, концернами, корпорациями, фирмами, другими предприятиями разных форм собственности, без установленного срока обращения, удостоверяющую внесение средств на цели их развития или членство в акционерном обществе и дающую право её владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда.
Как уже упоминалось, к выпуску акций различные организации прибегают, когда альтернативные возможности привлечения средств исчерпаны, а также при возникновении предприятий, во вновь зарождающихся перспективных отраслях, сферах, предпринимательства. Но акции не являются только долговыми финансовыми обязательствами, инструментов кредитования. Это один из весьма эффективных способов непосредственно заинтересовать работающих в конечных результатах их труда, активизировать участие трудящихся в управлении предприятием, развить творческую предпринимательскую жилку в каждом. Акционер уже не наёмный работник, а собственник, получивший возможность активно участвовать с правом решающего голоса в общих собраниях, на которых решаются вопросы управления предприятиями, стратегии его развития, распределения и использования дохода и прибыли.
Достаточно указать, что в США насчитывается примерно 50 миллионов акционеров, то есть собственников акций. По масштабу распространения акции в странах с рыночной экономикой стоят на том же уровне, что вклады в сберегательные банки экономике нерыночного типа.
Акционерная форма организации производства характерна практически для всех организационных структур развитой рыночной экономики. Она используется и малыми, и средними, и крупными предприятиями. Преимущества и перспективность этой формы определяется, прежде всего, тем, что она интегрирует в себе различные формы собственности, сочетает коллективную собственность с частной. Владельцами акций могут быть и индивидуальное лицо, и коллектив, и организация, и государство. Есть основания утверждать, что в акционерной форме органично сплетаются в единое целое все формы собственности, благодаря чему удаётся преодолеть определённые противоречия между ними и использовать преимущества каждой формы в отдельности, хотя при этом возникают новые противоречия и трудности.
Специфика акционирования состоит в частном отчуждении собственности, а именно, имущественной собственности, вложенной в акцию, от собственника и передачи её в распоряжение акционерного общества, представленного в качестве юридического лица. Акционер -только владелец ценной бумаги, непосредственно имуществом он не распоряжается, он лишь в праве получать дивиденды и использовать своё право голоса на собраниях акционеров, которая ему даёт каждая акция. Имущественная же собственность акционерного предприятия обезличена, ею распоряжаются все акционеры, а точнее их собрания, правление, наёмная администрация. В этом и состоит единение личной (частной) и коллективной собственности, тем более что владельцами акций могут быть не только индивидуумы, но и организации.
Объектом собственности акционера является только акция. Только по отношению к ней он может реализовать отношения собственности: продать, подарить, передать по наследству. Однако акционер практически не является собственником акционерного капитала, имущества акционерного предприятия, поскольку непосредственно не распоряжается тем, как используется пай, вложенный им в виде денег, заплаченных за купленные акции. Акционерный капитал, имущество акционерного общества, являются объектом распоряжения, владения и ответственности со стороны акционерного общества как юридического лица.
Глава 3:
Андеррайтеры выставляют запрос (Bid) на покупку акций по цене, не превышающей цену предложения, если еще не завершено распределе ние акций компании. Это называется «стабилизационными покупками акций» или «чистой стабилизацией» и делается для того, чтобы предотвратить резкое падение цены акций. На современных рынках стабилизационные покупки (длинные покупки) редко практикуются андеррайтерами. Данные покупки должны иметь специальную метку (Flag), которая говорила бы о том, что это «стабилизационный заказ». Подобная метка уведомляет рынок, о том, что данное IPO является слабым и нуждается в ценовой поддержке. Именно поэтому андеррайтеры предпочитают не использовать чистую стабилизацию.
Рекомендации аналитиков и аналитические инвестиционные отчеты
Включение фирмы в аналитические отчеты и рекомендации инвесторам в последние годы стало негласной частью контракта с андеррайтером. Опросы менеджеров свидетельствуют о том, что желание быть упомянутыми в аналитических инвестиционных отчетах является основной причиной смены андеррайтеров (Krigman et. al., 2001). Рекомендации аналитиков и инвестиционные отчеты способствуют распространению информации о новой фирме среди инвесторов, увеличивают инвестиционную и клиентскую базы фирмы, способствуя повышению стоимости фирмы. Кроме того, рекомендации аналитиков ведущих инвестиционных банков способны повысить цену акций, и таким образом увеличить личное благосостояние менеджеров, которые владеют значительными блоками акций и хотели бы продать их на открытом рынке. За последние годы аналитические отчеты приобрели особую ценность для компаний благодаря распространению новых информационных технологий и Интернета.
Более 75% компаний в течение года после IPO получают инвестиционные рекомендации от ведущего менеджера и соменеджера IPO. Менее 5% компаний не получают рекомендаций вообще. Более 94% всех рекомендаций от ведущего андеррайтера принадлежат к категориям «Strong buy» и «Buy». И ни одна компания не получает рекомендации категории «Sell». Вероятно, когда инвестиционный банк не готов рисковать своей репутацией, он просто не дает компании никакой рекомендации, что происходит почти в 5% всех IPO.
Заключение:
В России все-таки намечается инвестиционный бум. Несовершенная финансово-кредитная система не дает возможности привлечь в инвестиции деньги населения, поэтому все большее число компаний ориентируются на финансирование из-за рубежа. Довольно естественным шагом для страны с открытой экономикой в данном случае будет размещение акций российских компаний на фондовых биржах мира. Переход компании в статус публичной обеспечивает ей ряд преимуществ, основное из которых - доступ к значительным финансовым ресурсам, в том числе путем размещения последующих дополнительных эмиссий. Но в то же время это налагает на компанию и существенные обязательства.
Проведение публичных торгов по акциям на бирже дает возможность привлечь западных инвесторов для дальнейшего развития компании. За счет доходов от продажи акций улучшается финансовое состояние компании, увеличиваются ее балансовая стоимость и собственный капитал. За счет роста акционерного и добавочного капитала повышаются финансовая устойчивость и рентабельность, растет известность компании, улучшается ее имидж. Это общие причины, по которым компании заинтересованы в первичном размещении своих ценных бумаг (initial public offering, IPO).
Публичное размещение акций может проводиться как одним, так и несколькими андеррайтерами. Если в IPO участвует несколько андеррайтеров, то один из них выступает в роли ведущего менеджера. Он ведет все переговоры с эмитентом, разрабатывает график IPO и играет главную роль в проведении процесса Due Diligence, ценообразовании и распределении акций компании среди инвесторов. Ведущий менеджер также отвечает за формирование синдиката[11] инвестиционных банков, которые помогают ему распространять акции. Формирование синдиката банков начинается с выбора ведущего андеррайтера (Lead Underwriter) или менеджера книги заявок (Book Manager). Поскольку ведущий андеррайтер получает львиную долю оплаты за проведение IPO, то конкуренция за эту позицию может быть весьма серьезной. Как правило, факторами, определяющими выбор ведущего андеррайтера, являются репутация инвестиционного банка, наличие аналитиков и исследовательская поддержка, знание отрасли, в которой работает фирма, планирующая IPO, предшествующие отношения и связи с компанией. При проведении крупных IPO компании, как правило, имеют возможность выбирать среди нескольких наиболее престижных инвестиционных банков. Мелкие фирмы могут и не иметь выбора. Поэтому они выбирают ведущего андеррайтера только потому, что это единственный инвестиционный банк, который согласился провести IPO.
Первыми успешными первичными размещениями ценных бумаг российских компаний считаются размещение акций компании "Вымпелком" в 1996 г. на сумму 100 млн. долл. США, компании "Мобильные ТелеСистемы" в 2000 г. на сумму 300 млн. долл. и размещение в 2002 г. акций компании "Вимм-Билль-Данн" на сумму 200 млн. долл. в виде американских депозитарных расписок (ADS). Все они осуществлены на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). На той же Нью-Йоркской бирже торгуют расписками еще двух российских компаний: ОАО "Ростелеком" и ОАО "Татнефть", чьи первичные размещения не афишировались.
Российский фондовый рынок продолжает развиваться. И хотя рост цен на российские акции в прошедшем году был не таким сильным, как в 2001-м, инфраструктура рынка претерпела значительные изменения. Прошедший год был вообще непростым для фондовых рынков мира