Введение:
Государственная власть тогда эффективно действует, когда в ней есть разделение труда, институты государства "выстраиваются" по-особому, формируются самостоятельные власти, каждая из которых сконцентрирована на "своей" особой стороне деятельности. Существует три власти, свидетельствующих о развитости, совершенстве государственной деятельности: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Такой подход к устройству власти зародился в эпоху освободительных антифеодальных революций XVI-XVIII вв. в Европе и Северной Америке.
В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних "руководство" со стороны государства означает прямое насилие, в других - скрытое принуждение, в третьих организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия или возвышение какой-либо иной власти.
Тема данной дипломной работы бесспорно является одной из самых актуальных проблем современной политики. Актуальность вопросов, рассматривающих проблему реализации принципа разделения властей в современном государстве, обусловлена тем, что:
- во-первых, в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшейся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права;
- во-вторых, в современном обществе строится система демократических институтов власти и от того, насколько эффективно они будут функционировать, зависит будущее нашего государства;
- в-третьих, историческое обоснование и обеспечение современных реформ отечественным и зарубежным опытом приобретает особую актуальность и в силу того, что в общественном и политическом сознании отсутствуют четкие представления о связи прошлого с современностью и с будущим страны.
Глава 2:
Рассматривая взаимодействие Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, следует отметить, что в основном оно осуществляется в рамках законодательного процесса. На сегодня актуальна задача создания механизма реализации норм Конституции Российской Федерации, обязывающих Президента подписывать законы, на которые не может быть наложено вето, например федеральные конституционные законы или федеральные законы, уже отклоненные Президентом, но в отношении которых отлагательное вето Президента было преодолено в установленном порядке. Решением этой проблемы могло бы стать наделение одного из федеральных органов государственной власти помимо Президента Российской Федерации (например, Конституционного Суда Российской Федерации) правом опубликования, введения в действие законов, которые обязан был подписать и обнародовать Президент Российской Федерации. Однако следует отметить, что введение подобного механизма потребует изменения норм федеральной Конституции, а также принятия специальных нормативных актов.
Необходимо согласование ряда конституционных норм, регулирующих взаимодействие Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Например, согласно статьям 109 и 117 Конституции Российской Федерации Президент не имеет права распустить Государственную Думу в ряде случаев. С другой стороны, в соответствии со статьей 111 в случае трехкратного отклонения кандидатур на должность Председателя Правительства Президент Российской Федерации обязан немедленно распустить Государственную Думу. Однако обе названные процедуры могут протекать одновременно, и в этом случае возможна коллизия конституционных норм.
Следует отметить, что в целом взаимодействие Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации достаточно полно регулируется федеральной Конституцией и федеральным законодательством, а также указами Президента Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что требуется уточнение содержания права Правительства Российской Федерации контролировать и координировать деятельность ряда федеральных органов исполнительной власти, которые находятся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации .
Нуждается в законодательной регламентации закрепленное в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. полномочие Председателя Правительства Российской Федерации по временному исполнению обязанностей Президента Российской Федерации. Очевидно, что по этому вопросу должен быть принят федеральный закон. Кроме того, необходимо определить, возможно ли временное замещение должности Президента Российской Федерации иным лицом (и каким именно) помимо Председателя Правительства в случае, если последний отсутствует либо не в состоянии исполнять свои обязанности.
В нормативном регулировании нуждается процедура рассмотрения Государственной Думой письменных заключений Правительства Российской Федерации на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Необходимо также определить, может ли быть одобрен законопроект такого рода, если Правительство Российской Федерации дает по нему отрицательное заключение, а также решить вопрос о сроках представления такого заключения. Представляется важным нормативно урегулировать порядок рассмотрения Правительством Российской Федерации письменных обращений к нему комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, информирования их о результатах такого рассмотрения.
Заключение:
Таким образом, рассмотрев и проанализировав понятие, сущность и принципы реализации разделения властей в государстве, как в теории, так и на практике, можно сделать общетеоретические выводы и выводы по современному состоянию реализации принципа разделения властей в Российской Федерации (на основе сравнительного анализа).
1.Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
2. Концепция разделения властей возникла и развивалась в политико-правовой мысли под влиянием социально-исторических, политических условий и прошла довольно долгий путь развития. У теории разделения властей - непростая судьба - она получила широкое признание и поддержку со стороны самых прогрессивных сил, стала одним из главных постулатов демократической конституционно-правовой теории. Теория разделения властей нашла свое отражение и закрепление в основных законах передовых государств, а сегодня стала ведущим конституционным принципом практически всех демократических государств мира. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.
3. Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
4. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.
По мнению автора работы, без разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.
Система сдержек и противовесов осуществляет диффузию власти, а это несомненно стабилизирует государство, так как чем шире его социальная опора, тем оно устойчивее. Кроме того, государственные органы благодаря такой диффузии делаются более открытыми для интеграции новых идей и тех сил, которые их отстаивают. Система сдержек и противовесов, усложняя функционирование государственного механизма, одновременно открывает дополнительные возможности для ослабления внутринациональных конфликтов.