Введение:
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место может занять институт аудиторства. Его главная цель – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитором.
Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономическо¬го объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или ка¬сающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной сто¬роне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понима¬ется независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчет¬ности предприятия.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предпри¬ятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также госу¬дарства как потребителя информации о результатах деятельности пред¬приятий.
Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих опе¬раций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники и, прежде всего, коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоя¬тельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочис¬ленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным за¬писям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Феде¬рации, образована Комиссия по аудиторской деятельно¬сти при Президенте Российской Федерации. За период после принятия данного Указа Правительством РФ ут¬вержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осу¬ществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обя¬зательному аудиту. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 07.08.01г.) подтверждает окончательное становление системы российского аудита и открывает перспективы его дальнейшего развития.
Глава 3:
Руководство экономического субъекта может:
- подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменного отчета аудитора, отражающий точку зрения проверяе¬мой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого до¬кумента;
- встретиться с аудиторами, проводившими проверку, пригла¬сив со своей стороны лиц, которых сочтет необходимыми, для об¬суждения предварительного варианта документа.
Окончательный вариант письменного отчета аудитора должен быть подготовлен и представлен руководству проверяемого пред¬приятия не позднее, чем аудиторское заключение.
Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией, если аудиторы сочтут это необходимым.
Если в предварительном варианте письменного отчета аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окон¬чательном варианте письменного отчета необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.
В соответствии с российским аудиторским правилом (стандар¬том) «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» обнаруженные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна подроб¬но отразить в своей рабочей документации.
Кроме того, сведения о выявленных искажениях следует вклю¬чить в письменный отчет аудитора руководству проверяемого эко¬номического субъекта, а если нарушения не будут исправлены, то в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.
Изучив предварительный вариант письменного отчета аудитора, руководство проверяемого предприятия может принять решение внести исправления в бухгалтерскую отчетность.
Следует помнить, что хотя в письменной информации аудитора содержатся итоговые цифры корректировки статей бухгалтерской отчетности, недостаточно внести исправления только в отчетные формы. Исправления считаются внесенными, только если они сде¬ланы в бухгалтерском учете — оформлены бухгалтерские справки по внесению исправлений, сделаны бухгалтерские записи, сформи¬рованы новые регистры аналитического и синтетического учета и составлена бухгалтерская отчетность.
Для того чтобы аудиторская организация убедилась в том, что необходимые исправления существенных нарушений в бухгалтер¬ском учете произведены, проверяемый экономический субъект должен представить ей не только новый вариант бухгалтерской от¬четности, но и оборотно-сальдовую ведомость или иной регистр бухгалтерского учета, на основании которого организация составля¬ет баланс, а также перечень исправительных бухгалтерских записей.
В соответствии с федеральным аудиторским стандартом «Ауди¬торское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» ес¬ли в результате аудита экономический субъект произвел необходи¬мые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее за¬интересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.
Если аудиторская проверка происходит после представления от¬четности заинтересованным пользователям, то в случае существен¬ного характера ошибок и нарушений в бухгалтерской отчетности до исправлений аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение, отличное от безоговорочно положительного.
Заключение:
Финансовый результат – важнейшая характеристика деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом партнерстве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении.
Финансовые результаты деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей, данные о которых берутся из формы №2 «Отчета о прибылях и убытках».
Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 119, вступившим в силу с 7 сентября 2001 года. Согласно этого закона, аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчётности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
При написании дипломной работы изучена литература по предметам бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа, рассмотрены нормативные документы, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет, практика проведения аудита на предприятии сферы услуг.
В ходе выполнения дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи:
- аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей;
- аудит подразделяется на два вида: внутренний и внешний;
- главной задачей аудита финансовых результатов является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;
- аудиторская деятельности регулируется многими нормативными актами, и основные из них – это ГК РФ и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119 от 07.09.01г.;
- в процессе оценки системы внутреннего контроля ООО «Криптон» ее эффективность и надежность была оценена как средняя;
- аудиторская проверка учета финансовых результатов в ООО «Криптон» выявила некоторые искажения в учете организации, что повлияло на исчисление налогооблагаемой базы по налогу на имущество и налогу на прибыль, приведенные в письменном отчете аудиторов;