Дипломная по теме: Международный валютный фонд в мировой финансовой системе

Название работы: Международный валютный фонд в мировой финансовой системе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

91 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МВФ: ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

1. ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ МВФ 4

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ МВФ: АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПРАВА ИЛИ ЖЕСТКИЕ УСЛОВИЯ? 10

3. ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛИКВИДНОСТИ И СПЗ 21

4. РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ 34

5. КРАХ БРЕТТОН-ВУДСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ: НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МВФ? 52

ГЛАВА 2. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА МВФ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 57

ГЛАВА 3. МЕСТО МВФ В ПРОЕКТАХ НОВОЙ РЕФОРМЫ МИРОВОЙ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 67

1. РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ МВФ 68

2. ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН И МВФ 73

3. МВФ И МБРР: СБЛИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ФУНКЦИЙ 81

4. РОССИЯ — НОВЫЙ ЧЛЕН МВФ. 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91

Выдержка:

Введение:

Глобальные экономические проблемы мирового сообщества 80-х годов — неконтролируемые колебания валютных курсов, сохраняющиеся дисба-лансы во внешних расчетах, рост внешней задолженности развивающихся стран — поставили перед всеми участниками современных международных экономических и валютно-финансовых отношений труднейшую задачу вы-работки согласованных решений и принятия эффективных мер.

Международный валютный фонд (МВФ) — организация, созданная в целях регулирования мировой валютной системы,— постепенно превратился в международный коллективный орган, пытающийся так или иначе осущест-влять координацию действий отдельных групп стран и частных финансовых институтов по урегулированию глобальных экономических проблем.

Поэтому анализ общей стратегии МВФ, основных направлений его деятельности, а также эффективности проводимых им мероприятий приоб-ретает важное значение с точки зрения исследования перспектив развития мировой валютной системы. Настоящая дипломная работа не претендует на полное освещение этой сложной проблемы и ставит перед собой более узкую задачу: показать реальные возможности и объективные границы деятельно-сти МВФ, проанализировать позиции ведущих мировых держав и развиваю-щихся стран по вопросу реорганизации системы валютных отношений капи-тализма.

Актуальность подобного исследования обусловлена еще и тем, что в 1992 г. Россия и другие страны-члены СНГ, были приняты в члены МВФ. Все это требует углубленного изучения роли и места в системе международ-ных экономических отношений одной из крупнейших финансовых органи-заций.

Глава 3:

Что означает принятие России в члены МВФ? Многие считают, что самой важной стороной происшедшего события является возможность полу-чения новых крупных кредитов от Фонда. В какой-то степени с этим можно согласиться, но более существенным моментом является повышение автори-тета России в глазах мирового сообщества, улучшение нашей позиции в от-ношениях со всеми зарубежными партнерами. Решение Фонда добавило уве-ренности кредиторам России, что выразилось в их согласии на отсрочку большей части очередных платежей (3,2 млрд. долларов странам "Парижско-го клуба"). С вступлением России в Фонд прямо связана и возможность уча-стия в проектах, финансируемых МБРР. Так, президент Всемирного банка Л.Престол заявил, что в период до 1995 финансового года МБРР готов выде-лять на российские реформы 4-5 млрд. долларов ежегодно. Кроме того, при-нятие России в члены МВФ является "одним из решающих шагов к прорыву скорлупы замкнутости, в которую мы сами себя заточили". В настоящее вре-мя применительно к нашей стране МВФ придерживается стандартных про-грамм оздоровления экономики и урегулирования внешней задолженности.

В соответствии со статьями Соглашения о МВФ Россия приняла на се-бя обязательства по введению единого курса рубля и осуществлению ком-плекса экономических мер, направленных на достижение его конвертируе-мости. Россия также обязалась не вводить дополнительных валютных огра-ничений без предварительных консультаций с МВФ.

МВФ фактически взял на себя роль основного координатора финансо-вой помощи России, общая сумма которой на 1993 год оценивается в 43,4 млрд. долларов США. В составе этого "пакета" финансовая помощь в форме реструктуриэации и переоформления долга оценивается в размере 29 млрд. долларов США.

К началу 1993 года МВФ предоставил России первый транш резервно-го кредита (stand-by) на сумму 719 млн. СДР (свыше 1 млрд. долларов США), что составляет 16,7% квоты. Срок погашения задолженности по первому траншу резервного кредита — 1997 год.

Предоставление России вышеупомянутого кредита было оговорено ря-дом дополнительных условий, вытекающих из обязательств по экономиче-скому меморандуму российского правительства. В частности до конца 1992 года предусматривалось увеличение суммы валютных резервов России с 2,52 до 3,57 млрд. долларов, что несколько выше суммы предоставленного креди-та. Таким образом, кредит МВФ фактически был предоставлен на увеличе-ние валютных резервов.

Заключение:

1. Усиление тенденции к координации и регулированию валютно-финансовой политики капиталистических государств — реальность наших дней. Поэтому возникновение, функционирование и развитие МВФ объек-тивно обусловлены. По своей сущности МВФ был и остается формой кол-лективного государственно-монополистического регулирования междуна-родных валютно-финансовых отношений. Одним из основных организаци-онных принципов МВФ является принцип распределения "по силе, по капи-талу" квот и голосов между странами-членами. В результате США и другие развитые капиталистические страны при решении всех важных вопросов в МВФ обладают правом "вето", а их представители занимают ключевые по-сты в управленческой структуре Фонда.

2. Основные цели МВФ зафиксированы в его Уставе. Однако в услови-ях постоянно возникающих и развивающихся кризисных явлений в сфере валютных отношений капитализма ни одна из этих целей полностью не была реализована. В последние 15 лет значительную эволюцию претерпели при-оритеты в деятельности Фонда, а вместе с ними видоизменился и статус МВФ как международной валютно-финансовой организации МВФ превра-тился а финансовый институт, выполняющий функции Фонда, банка и эмис-сионного учреждения одновременно. Причем чисто банковские функции финансового посредника в процессе мобилизации и распределения ресурсов получают в деятельности Фонда все большее значение. 3. Несомненно, МВФ сыграл позитивную роль в процессе послевоенной реконструкции междуна-родных экономических и валютно-финансовых связей капитализма, в устра-нении валютных ограничений, поддержании системы фиксированных ва-лютных курсов в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением. Но в 70-х годах в условиях полного развала валютного механизма, созданного в Брет-тон-Вудсе, воздействие МВФ на функционирование валютной системы, а также на политику отдельных государств заметно уменьшилось. Это было вызвано исчезновением основного, традиционного объекта деятельности — системы фиксированных паритетов. Одновременно с этим в связи с развити-ем международного рынка капиталов и возрастанием роли и финансовых ре-сурсов частных банков существенно понизилось значение его кредитных операций.

4. Нереалистичной оказалась позиция МВФ при решении проблемы международной ликвидности. Политика "демонетизации" золота, навязанная США в целях укрепления позиции доллара, потерпела неудачу. Специальные права заимствования не стали основным резервным активом и эффективным инструментом межгосударственного регулирования платежных отношений капиталистических стран.

Похожие работы на данную тему