Введение:
Инвестиционная деятельность предприятия — важная неотъемлемая часть его общей хозяйственной деятельности. Значение инвестиций в экономике пред¬приятия трудно переоценить. Для современного производства характерны посто¬янно растущая капиталоемкость и возрастание роли долгосрочных факторов. Что¬бы предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурен¬тоспособность своей продукции и укреплять свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал, и вкладывать его выгодно.
В последнее время в России все большее число банков, промышленных ин¬вестиционных компаний, фондов и финансово-промышленных групп проявляют интерес к современным методам анализа инвестиций. Объясняется это необходи¬мостью выполнения тщательных прединвестиционных исследований с целью снижения риска инвестирования в нестабильных условиях отечественной эконо¬мики. Вот почему так важно правильно распорядится имеющимися инвестицион¬ными ресурсами, уметь рассчитать их эффективность, выбрать лучший вариант осуществления вложений, прогнозировать их последствия. Все эти вопросы и яв¬ляются предметом исследования данной дипломной работы. Цель исследования данной работы заключается в поиске и обосновании оптимальных инвестицион¬ных решений, укрепляющих конкурентоспособность фирмы.
В данной работе рассматриваются методы оценки инвестиционных проек¬тов, являющихся основой предпринимательской деятельности. Все они основаны на оценке и сравнении объема предполагаемых инвестиций и будущих дейст¬вующих поступлений, обусловленных инвестициями.
Основной целью предложенного инвестиционного проекта является повы¬шение эффективности хозяйственной деятельности автотранспортного предпри¬ятия ОАО «УАЗ» путем снижения затрат на услуги, оказываемые цехам и подраз¬делениям предприятия. Это позволит существенно снизить расходы на содержа¬ние транспорта и получить значительный эффект, путем однократного вложения
средств и получения прибыли в дальнейшем. При этом прирост капитала должен компенсировать затраты в достаточно короткий срок. Актуальность реализации данного проекта обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования предприятия.
Поставив перед собой задачу экономического обоснования переведения внутризаводского транспорта на газовое топливо, предложено решение, которое обеспечит в конечном итоге наибольшую сумму прибыли в расчете на вложенный капитал.
В первой главе дипломной работы рассматриваются теоретические основы оценки инвестиционного проекта: раскрываются основные понятия и сущность инвестиций, их источники, нормативно-законодательная база исследуемой темы, с помощью обзорных таблиц характеризуется инвестиционная деятельность предприятий на современном этапе развития экономики. Во второй главе дана производственная характеристика исследуемого предприятия, проведен анализ технико-экономических и финансовых показателей ОАО «УАЗ».В третьей главе рассчитана эффективность инвестиционного проекта на ОАО «УАЗ».
Информационной базой для оценки инвестиционного проекта и их эффек¬тивности послужили: законодательные и нормативные акты (информационно-справочная система "Гарант"); данные бухгалтерского учета и отчетности; техно¬логическая документация; инженерно-технические разработки; методический ма¬териал по организации анализа; периодические издания и специальная научная литература, аналитические обзоры и оперативная деловая информация в периоди¬ческих изданиях.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что его можно использовать в качестве практического руководства для принятия пра¬вильных управленческих решений в инвестиционной деятельности фирмы. А также грамотно осуществлять финансовое планирование, в том числе в условиях финансовой неустойчивости, умело привлекать наиболее эффективные источники финансирования, особенно при острой нехватке финансовых ресурсов, разраба¬тывать наиболее прибыльные инвестиционные проекты.
Глава 3:
Оценка экономической эффективности проекта «Газ-Бензин»
1. Расчет произведен согласно разработанной на ОАО «УАЗ» «Инструкции по раз¬работке инвестиционной заявки и проведению предварительной финансово-экономической оценки инвестиционных проектов» в формате электронных таб¬лиц Excel.
2. При расчете денежного потока применяется косвенный способ. Моделируется изменение денежного потока по операционной и инвестиционной деятельности.
3. Чистый денежный поток за шаг расчета вычисляется как сумма денежных пото¬ков по операционной и инвестиционной деятельности.
4. Продолжительность шага 1 год выбрана исходя из удобства проведения оценки экономической эффективности проекта на основе имеющихся исходных данных.
5. Работа газозаправочного оборудования рассчитана на 5 лет.
6. Для расчета экономической эффективности используются динамические методы, так как они позволяют учесть фактор времени, отражают наиболее современные подходы к оценке эффективности инвестиций и преобладают в практике круп¬ных и средних предприятий развитых стран.
В частности рассчитан чистый дисконтированный доход, по методу текущей стоимости, внутренняя норма доходности и дисконтированный срок окупаемо-
сти.
При расчете используется ставка дисконтирования, значение которой утвер¬ждается директором по экономике и финансам предприятия (0,2).
В таблице 3.5 приведены расчеты, произведенные по проекту «Газ», где отра¬жены притоки и оттоки по операционной и инвестиционной деятельности по шагам расчета и указывается чистая текущая стоимость проекта.
Инвестиционный поток от внедрения газозаправочной станции составляет 6,408 млн. рублей.
Чистый денежный поток средств определяется как разность между притоком и оттоком денежных средств.
К притокам относится выручка от реализации продукции (работ, услуг); ак¬ционерный капитал, привлекаемый за счет дополнительной эмиссии акций, выручка от реализации активов, вовлекаемых в проект и оцениваемых на момент завершения проекта; прочие внереализационные доходы, связанные с конкретным проектом.
По анализируемому проекту «Газ» притоки по операционной деятельности от¬сутствуют.
К оттокам относят инвестиционные издержки, определяющие величину начальных капитальных вложений в проект - 6,408 млн. рублей, а также текущие финансовые платежи по проекту: затраты на топливо 7,422 млн. руб.; заработная плата обслужи¬вающего персонала 0,074 млн. руб.; отчисления на социальное страхование 0,027 млн.руб., а также техническое освидетельствование навесного оборудования (бал¬лонов) один раз в два года в сумме 0,068 млн. руб.
Следовательно, чистый денежный поток для данного проекта будет отрица¬тельным.
Учитывая временную стоимость денег, откорректируем чистый денежный по¬ток на ставку дисконтирования.
Коэффициент дисконтирования (Кд):
Кд=1 : (Ит)\ (17)
где t - номер шага расчета (t=0,l.. .Т),
Т - горизонт расчета, равный времени реализации проекта (5 лет),
Заключение:
Автомобилестроение является ведущей отраслью машиностроения и одной из ключевых отраслей, влияющих на стабилизацию процессов экономического и соци¬ального развития общества, дает импульс развитию многих отраслей, стимулирует занятость населения, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, опре¬деляет потребность в продукции многих отраслей промышленности.
На данный момент на автомобильном рынке России сложилась ситуация, ко¬торую можно оценить как активные инвестиции в условиях низкого потребитель¬ского спроса. Она вынуждает все хозяйствующие субъекты разрабатывать новую стратегию развития предприятий.
Принятие Правительством РФ решения о реструктуризации долгов ведущих предприятий автомобильной отрасли явилось стабилизирующим фактором их теку¬щего финансового состояния (снята угроза банкротства), создались условия для по¬вышения эффективности производства и сбыта продукции, что позволило повысить инвестиционную привлекательность для отечественных, и, возможно, зарубежных хозяйственных партнеров. Для данных предприятий были сформированы условия для реализации долгосрочных стратегических программ технического развития.
ОАО «УАЗ» активно работало в течение года над решением основных задач, сформулированных Концепцией развития автомобильной промышленности России, прежде всего связанных с расширением модельного ряда автомобилей и улучшени¬ем их качества, экологической безопасности по нормам ЕВРО, в том числе разраба¬тывает ряд инвестиционных проектов.
В результате проведенных исследований по данной теме можно сделать вы¬вод, что оценка инвестиционных проектов, прежде всего, направлена на эффектив¬ное вложение капитала и его возврат. Поскольку получение одного и того же дохода может быть обеспечено различными альтернативными направлениями инвестиций, то принятие конкретного решения о выгодности инвестирования производятся с по¬мощью различных критериев и предпочтений.
Для принятия решения каждый инвестор должен, прежде всего, определится в
системе приоритетов, возможные варианты которых:
- общественная значимость проекта и его влияние на имидж инвестора;
- соответствие проекта научно-техническим интересам инвестора;
- рыночный потенциал создаваемого продукта;
- экологичность и безопасность проекта;
- степень рискованности проекта;
- соответствие проектного решения организационным и финансовым возможностям инвестора;
- экономическая эффективность проекта и др.
На принятие решения по инвестиционным проектам существенное влияние оказывает хозяйственное законодательство, состояние финансово-кредитной систе¬мы, формы и методы государственного регулирования экономики, инвестиционный климат и другие факторы.
Можно сказать, что инвестиции - это инструмент реализации целей и кон¬кретной стратегии предприятия.
Если ограничится рассмотрением только финансово-экономических аспектов принятия инвестиционных решений, то, наверное, необходимо помнить общие принципы выбора направлений инвестирования:
1. Инвестировать средства в производство, в ценные бумаги и т.п. имеет
смысл только в том случае, если чистая прибыль от данного вложения превышает
чистую прибыль от помещения денежных средств на банковский депозит.
2. Инвестировать средства имеет смысл, только если рентабельность инвести¬ций превышает темпы инфляции.