Введение:
В Российской Федерации уже более двух лет осуществляется практическая реализация пенсионной реформы. За это время система пенсионного обеспечения нашей страны претерпела серьезные изменения. Вместо солидарной распределительной пенсионной системы осуществляется формирование пенсионной системы, основанной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты.
Новыми пенсионными законами изменены некоторые традиционные институты и понятия законодательства об обязательном пенсионном страховании (пенсионном обеспечении), а также введены многие нормы. Например, теперь при определении права на трудовую пенсию используется не общий трудовой стаж, а страховой. Сама трудовая пенсия сейчас состоит из трех самостоятельных частей: базовой, страховой и накопительной.
Пенсионная реформа в настоящее время не случайна, если принять во внимание, что ранее действующий закон о государственных пенсиях был принят более 10 лет назад и не соответствовал изменившимся условиям жизни. Несмотря на то, что за эти годы пенсионная система претерпела существенные изменения, затронувшие ее финансовые и организационные институты (имеется в виду создание дотаций федерального бюджета на пенсионное обеспечение, появление негосударственных пенсионных фондов), тем не менее, обеспечить ее эффективную работу не удалось. Негативные демографические изменения, которые, по прогнозам, должны обострить социально- экономическую ситуацию в России в ближайшие 10-15 лет, заставляют искать новые подходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. По данным социологических опросов, более 68% россиян считает необходимым реформирование пенсионной системы [30,с.496]. Главные причины недовольства ею – низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
Правительством Российской Федерации и национальным советом была рассмотрена и одобрена Программа пенсионной реформы, являющаяся основополагающим документом, определяющим новые принципы и направления развития пенсионной системы страны.
Информационной базой является пакет взаимосвязанных законов, которые обеспечивают создание целостной нормативно–правовой базы долгосрочной стратегии устойчивого развития пенсионной системы России, а также статьи периодических изданий.
Пакет законов включает в себя следующие федеральные законы: «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
Глава 3:
В 2002 году реформа потихоньку началась, но заметили это только предприятия, у которых изменились принципы уплаты пенсионных взносов. Население, со своей стороны, обратило внимание на происходящие новшества только в 2003 году, когда началась рассылка пресловутых «писем счастья» - то есть уведомлений о том, у кого сколько набралось денег за прошлый год на этом самом накопительном счете. В письмах, которые разослал Пенсионный фонд РФ, суммы были невелики – в среднем чуть больше 1000 рублей, зато их адресатами стали более 40 млн. человек, которые теперь имели возможность «сознательного инвестиционного выбора» - надо было лишь подать заявление в Пенсионный фонд, указав выбранную управляющую компанию. Так, по крайней мере, выглядит ситуация с формально-юридической точки зрения. А в жизни? [25,с.44]
Для любого внимательного наблюдателя ясно, что первый блин
получился комом. Можно спорить о том, чего было больше в
действиях государства – злого умысла или глупости, но результат сомнений
не вызывает: информационно-разъяснительная компания среди населения о сути, целях и методах пенсионной реформы в 2003 году оказалась сорванной.
Подавляющая часть граждан либо не узнала о реформе, либо узнала,
но практически ничего не поняла. Среди тех немногих, кто сто-то
понял, существенная часть решила, что все это очередной обман и надувательство, и верить государству нельзя, а уж частным компаниям и подавно. Даже те,
кто поверил, столкнулись с серьезной проблемой: как можно осмысленно
выбрать одну из 55 компаний, которые практически неизвестны широкой
публике и не имеют ясных понятных результатов работы? Так что лишь
доли процента общей массы действительно прониклись благородными
идеями свободы и ответственности и сознательно выбрали себе ту или
иную управляющую компанию[25,с.44].
Но и сами управляющие компании оказались далеко не на высоте.
Они не учли крайне низкого (несмотря на 12-ый год жизни в рыночной экономике) уровня финансовой культуры населения, не осознали, до какой
степени они неизвестны народу. Если о банках граждане знали
немало, о страховых компаниях тоже что-то слышали, то понятие
«управляющие компании» и содержание их деятельности было известно
только узкому кругу финансово посвященных россиян. К сожалению, управляющие компании не смогли сорганизоваться и запустить
широкую общенациональную разъяснительно-пропагандистскую компанию,
а усилия отдельных управляющих компаний в области рекламы, газетных
публикаций, семинаров и т.п. лишь незначительно сказались на общей
ситуации. И все-таки главная вина лежит не на управляющих компаниях,
а на государстве, имевшем гораздо больше возможностей по просвещению населения и использовавшем их гораздо хуже.
Из 40 млн. работающих граждан (мужчины 1953 года рождения и младше,
женщины 1957 года рождения и младше), имевших право на «пенсионный выбор», заявление о выборе управляющей компании написало только 700 тыс.
заявлений. Удовлетворены были только 635,6 тыс. заявлений граждан. То есть, около 10% от всех отправивших заявления либо не смогли их правильно оформить, либо пропустили сроки [25,с.44].
98% застрахованных лиц (40,67 млн. человек) сознательно или
бессознательно остались «молчунами», то есть не отправили в Пенсионный
фонд никаких заявлений. Однако это не значит, что они никого
не выбрали. Молчание – тоже выбор: деньгами таких граждан будет управлять государственная управляющая компания Внешэкономбанк. Он не то
чтобы замечен в недобросовестности или финансовой неустойчивости, наоборот – богат и честен. Но к нему есть целый ряд нареканий: у него неопределенный правовой статус и ограниченные возможности по вложению
пенсионных накоплений (только в государственные ценные бумаги,
которые, скорее всего, принесут доходность ниже инфляции), а также
отчетливо выраженный конфликт интересов: как управляющий
пенсионными накоплениями он должен добиваться максимальной
доходности государственных ценных бумаг, а как агент по обслуживанию государственного долга должен стремиться к снижению затрат
на это обслуживание, то есть к снижению государственных бумаг. Так
что лучше бы народ побыстрее вынимал свои деньги из Внешэкономбанка и передавал их в частные управляющие компании: и доходность будет выше,
и для страны полезнее, если деньги попадут в реальную экономику, а
не просто будут переложены из одного государственного кармана в другой, государственный же карман [25,с.46].
Заключение:
Начиная с 2001, года Пенсионный фонд РФ регулярно публикует долгосрочные прогнозы развития системы обязательного пенсионного страхования Российской федерации.
Прогнозы баланса Пенсионного фонда разрабатываются с использованием актуарной модели. Одной из основных задач актуарных исследований является систематическая оценка финансовой обеспеченности текущих и долгосрочных пенсионных прав застрахованных лиц. Для этих целей на основании данных долгосрочного прогноза макроэкономических параметров развития страны осуществляется оценивание и производится актуарный анализ соответствия законодательно установленных застрахованным лицам пенсионных прав накопленным государственным обязательствам перед пенсионерами.
Иными словами, сопоставляются в каждый текущий момент времени объемы пенсионных выплат и суммы всех видов поступлений в пенсионную систему.
Согласно базовым принципам обязательного пенсионного страхования пенсионная система является экономически стабильной, если объем предоставляемых в текущий период застрахованным лицам пенсионных прав имеет финансовую обеспеченность в каждый последующий период времени в долгосрочной перспективе, то есть в течение всего страхового периода.
Исходя из среднестатистической продолжительности периода трудовой деятельности, в течение которого по пенсионному законодательству застрахованный имеет возможность формировать свои пенсионные права, около 35 лет, и среднестатистического периода выплаты государственных пенсионных обязательств, который соответствует продолжительности страхового периода дожития (17-20 лет), общая продолжительность страхового периода составляет 50-55 лет, но может достигать 70 лет.
С 1 января 2002 года на территории России действует пенсионная реформа, коренным образом изменившая всю законодательную базу, регулирующую систему пенсионного обеспечения.
Одобренный Правительством вариант пенсионной реформы сводится к модели, которая позволила бы: во-первых, гарантировать определенный уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка; во- вторых, избежать уравниловки, но при этом обеспечить разумный разрыв между максимальным и минимальным размерами трудовой пенсии; в-третьих, как мне представляется, найти рациональный стимул для постепенного вывода заработков из тени; в-четвертых, взвешенно распределить финансовые риски во времени, а ответственность - между федеральным бюджетом и ПФ.
Новая пенсия будет трехуровневой — соответственно, и средства, которые направляются работодателями на пенсионное обеспечение работников, будут распределены на три потока.
Первая часть — налог (14%). Он поступает в федеральный бюджет и оттуда направляется на финансирование так называемой базовой части трудовой пенсии и социальных пенсий.
Вторая часть — страховой взнос (14; 12% до 2005 года и 8% с 2005 года в зависимости от принадлежности работника к определенной возрастной группе), поступает непосредственно в ПФР. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счете конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет.
Третья часть — страховой взнос (от 2-4% до 2005г. и 6%, начиная с 2005 года), поступает в ПФР, отражается в специальной части индивидуального лицевого счета конкретного работника и направляется на финансирование пенсии только в момент выхода данного работника на пенсию. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы, направляемый на инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц.