Введение:
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов.
Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
-финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
-финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;
-обеспечивает свою оборону и безопасность;
-содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;
-предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.
Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.
Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.
Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким.
Основы существующей в России налоговой системы были заложены на рубеже 90-х годов. В 1991 году был принят закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», но в данный момент большая их часть утратила силу.
Но структура налоговой системы не соответствовала требованиям федерального устройства России. Доходы бюджетов большинства субъектов федерации формируются в основном за счёт отчислений от федеральных налогов, а не собственных налогов. Это негативно сказывается на социально-экономическом развитие регионов.
Действовавшая налоговая система угнетала экономику, особенно производственный сектор. Расчёты показывали, предприятия обязаны были перечислять в бюджет 46 % вновь созданной стоимости. Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической обстановкой столь высокие ставки налогов являлись редкостью и, как правило, ведут к низким темпам экономического роста. Российским предприятиям, в отличие от западных, приходиться приспосабливаться к изменениям в отношениях собственности, осваивать принципы корпоративного управления, адаптироваться к конкуренции. При неблагоприятном налоговом режиме это мало реально, что и подтверждается отечественной практикой.
Угнетая предприятия высокими налогами, государство одновременно пыталось поддержать хотя бы часть из них с помощью налоговых льгот. Но это только ухудшало экономическую ситуацию. Во-первых, льготы предоставлялись отдельным предприятиям. Это искажало мотивацию хозяйственных руководителей, ориентировало их не на повышение эффективности работы предприятия, а на установление «особых» отношений с органами власти. Во-вторых, льготы способствовали развитию теневой экономики, создавали основу для коррупции.
Все эти и многие другие проблемы говорили о кризисе налоговой системы, о необходимости её реформирования.
Одной из серьезнейших проблем налоговой реформы было и остается налогообложение предприятий малого бизнеса. Этот не урегулированный до конца действующим законодательством вопрос не нашел окончательного решения в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
Глава 3:
ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛГОБЛОЖЕНИЯ.
В целях реализации положений главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового Кодекса Российской Федерации, вступающий в силу в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившему силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» Российская газета № 138-139, 30.07.2002 с 1 января 2003 года приказываю.:
1. утвердить следующие формы документов, рекомендуемые для применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, согласно приложениям к настоящему приказу.
1.1 Форма №26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения». (Приложение 1)
1.2 форма №26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения». (Приложение 2)
1.3 форма №26.2-3 «Уведомление о невозможности принятия упрощенной системы налогообложения». (Приложение 3)
1.4 Форма №26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения». (Приложение 4)
1.5 Форма №26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения». (Приложение 5)
2. управление Министерства российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести формы документов, утверждённые настоящим приказом, для применения нижестоящими налоговыми органами и налогоплательщиками.
3. Рекомендовать налогоплательщикам применять прилагаемые формы документов в практической работе.
3.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ДО 01.01.2003г. И СИСТЕМЫ, ВВОДИМОЙ С 01.01.2003г.
31 декабря 2002 г. Президентом РФ был подписан федеральный закон №190-ФЗ и 191-ФЗ, которыми внесены изменения и дополнения в главу 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения».
Федеральным законом от 31.12.02 №191-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26,3 и 27 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» были приняты все планируемые поправки. Кроме, того, указанным законом были приняты ещё несколько изменений в главе 26.2, которая ранее не выносилась на рассмотрение.
Для удобства рассмотрения внесённых дополнений и изменений представим их в виде таблицы.
Заключение:
Налоговая политика, прежде всего, должна быть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить экономический рост. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого бизнеса. Отдельные регионы дают неплохие примеры реального развития столь важного сектора экономики.
Специальные налоговые режимы в виде налога на вменённый доход и упрощенной системы налогообложения, организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход на специальные режимы или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Целью дипломной работы являлось изучение системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на упрощенную систему налогообложения и применения налога на вменённый доход, а также на примере малого предпринимательства провелся сравнительный анализ общего и специальных налоговых режимов (упрощенной системы налогообложения, налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности).
В ходе анализа были получены доказательства того факта, что переход малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога на вменённый доход и упрощенную систему налогообложения является, несомненно, выгодным и влечёт за собой большие преимущества.
Безусловно УСНО обладает рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так например ряд налогов, такие как налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), ЕСН, НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанностей выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплата больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, т.к. обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятий только в отношении одного налога.
Также немаловажным фактом является упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих УСНО. Данное упрощение заключается в том, что отпадает необходимость ведения громоздкого бухгалтерского учета с использованием различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерским учетом с использованием Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен. Данное обстоятельство позволяет сэкономить деньги на оплату услуг бухгалтера, приобретения канцелярских товаров и специализированного программного обеспечения, т.к. бухгалтерский учет по предложенной схеме может производить сам индивидуальный предприниматель, руководитель малого предприятия или другое уполномоченное лицо, не имеющее специального образования или опыта работы, без использования дорогостоящей вычислительной техники.
Одна из положительных сторон УСНО проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые периоды.
Также одним из плюсов УСНО можно выделить ускоренное списание расходов на приобретение объектов основных средств есть и один недостаток, а именно необходимость уплаты дополнительной суммы налога и пеней в случае продажи объекта основных средств ранее установленного срока.
Есть необходимость обратить внимание еще на один недостаток УСНО, который заключается в необходимости возврата на основной режим в случае превышения установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода в течении года, а также величины остаточной стоимости объектов основных средств. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режим в случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и налогового учета за относительно большой промежуток времени (от нескольких дней до более двух месяцев). Но такую опасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учет по правилам, установленным для налогоплательщиков, применяющих основной режим налогообложения.