Введение:
Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из самых сложных для исчисления налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно от-носят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеоб-разных надбавок взимаются через цену товара.
НДС занимает важное место в системе налогов России, его доля в струк-туре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ 2004 г. (согласно данным Минфина РФ) составляет около 47%.
В связи с этим изучение практики учета движения стоимостных величин составляет главный объект внимания ученых и практиков. Актуальность вопро-сов отражения в бухгалтерском учете результатов движения стоимостей товаров (работ, услуг), обуславливающих возникновение обязательств по НДС, очевид-на, поскольку с этим налогом связаны финансовые риски предприятий.
Все вышесказанное определяет выбор темы выпускной квалификацион-ной работы (ВКР) «Аудит налоговых обязательств риэлтерской фирмы (на примере НДС)».
Подготовка ВКР проводилась на основе анализа содержания законода-тельных актов, нормативных документов по вопросам хозяйствования предпри-ятий в рыночных условиях и по вопросам организации бухгалтерского учета и аудита по избранной теме исследования. При этом были использованы источ-ники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы по вопросам учета налога на добавленную стоимость. При этом не-обходимо упомянуть экономистов, как Данилевский Ю.А., Жигулева И., Ильи-на Т.А., Исанова А.., Коротчаева Н.М. и др., труды которых посвящены изуче-нию и анализу природы исчисления налоговой базы и суммы налога.
Практическая часть работы подготовлена по материалам аудиторских проверок фирмы ООО «Новоселье», одним из основных видов деятельности ко-торого является оказание риэлтерских услуг физическим и юридическим лицам.
Целью данной ВКР является изучение вопросов бухгалтерского учета и аудита налога на добавленную стоимость в риэлтерской фирме.
Основными задачами ВКР, поставленными для достижения данной цели, являются:
- изучение методологических аспектов организации бухгалтерского учета НДС, в том числе анализ законодательства, регламентирующего учетный процесс;
- изучение риэлтерских услуг как объекта налогообложения и взаимосвязь правовых основ организации риэлтерской деятельности с порядком исчисле-ния и уплаты НДС;
- оценка системы внутреннего контроля аудируемой фирмы, в том числе в части формирования налогооблагаемых баз по налогу на добавленную стои-мость;
- порядок организации бухгалтерского учета налога на добавленную стои-мость на примере конкретного предприятия;
- проведение аудиторской проверки налоговых обязательств по НДС конкрет-ной риэлтерской фирмы за 2002-2003 гг. и представление аудиторского за-ключения по обозначенному вопросу.
Глава 4:
Как было отмечено ранее в ВКР, с сентября 2004 г. предполагалось введе-ние и НДС-счетов (отложено до 2006 г.). Напрямую с НДС-счетами связано введение реестров выставленных и полученных счетов-фактур. Их форму ут-вердит МНС, оно же проинформирует, как заполнять и сдавать эти реестры.
Все эти изменения и налоговые новшества, несомненно, влияют на систе-му учета в организации, что делает особо актуальной тему моей ВКР.
Проведение аудиторской проверки налоговых обязательств способствует сокращению суммы штрафных санкций по допущенным организацией наруше-ниям, исключению простейших технических ошибок в учете НДС, снижению ошибок, обусловленных неправильным толкованием налогового законодатель-ства.
Как показывает практика проведения аудиторских проверок по НДС, наи-более типичными нарушениями норм гл.21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» являются:
- нарушения в порядке составления счетов-фактур (счет-фактура составляется не по каждому факту реализации, составляется «задним числом», в счете-фактуре НДС не выделяется отдельной строкой);
- НДС принимается к вычету из бюджета не на основании правильно запол-ненной счета-фактуры, а исходя из расчетных данных организации;
- в оборот, облагаемый НДС, включаются не все средства, получение которых связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
В связи с этим повышается роль аудиторской проверки в обеспечении достоверности отражения в бухгалтерском учете результатов операций с не-движимостью.
В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообло-жение организации, помимо определения объекта налогообложения, предпола-гает также расчет суммы причитающейся с организации налога на основе сфор-мировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной на-логовой ставки; осуществление расчетов с бюджетом по начисленным платежам и составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.
Разработанная в ВКР методика аудиторской проверки поможет аудитору в проверке ведения бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз по НДС и от-ражения НДС в отчётности, а бухгалтеру организации – в постановке учета по НДС.
При написании ВКР и разработке программы аудита были проанализиро-ваны нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам организа-ции бухгалтерского учета и проведения аудиторской проверки.
Это, в первую очередь, Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и стандарты аудита, а также Положения по ведению бухгалтерского учета (в ча-стности, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 9.06.2001 г. № 44н) и другие законода-тельные акты РФ.
Заключение:
Обобщая изложенный в работе материал, можно сделать следующие вы-воды.
ВКР «Аудит налоговых обязательств риэлтерской фирмы (на примере НДС)» состоит из четырех глав, первая из которых затрагивает теоретические аспекты организации аудиторской проверки налоговых обязательств по НДС, вторая и третья представляют практику аудиторской проверки на примере кон-кретной риэлтерской организации, в четвертой главе подводятся итоги проде-ланной работы. Таким образом, мною выполнена основная цель ВКР – изучены вопросы организации бухгалтерского учета и проведения аудита НДС в риэл-терской фирме.
В первой главе дано определение риэлтерской деятельности, как деятель-ности по совершению гражданско-правовых сделок с земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями и правами на них, осуществляемая на основе соглашения с заинтересованным ли-цом (либо по его доверенности).
Также в первой главе дана характеристика системы нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и проведения аудита по НДС. В настоящее время основные положения по исчислению НДС, органи-зации его учета на предприятии и проведению аудиторской проверки регламен-тируется значительным количеством нормативно-правовых актов, имеющих различный статус. Одни из них обязательны для применения всеми российски-ми организациями (в первую очередь, это НК РФ, закон «О бухгалтерском уче-те»), другие имеют рекомендательный характер (например, план счетов). Нема-ловажное значение для организации учета на предприятии имеют рабочие до-кументы – разработка учетной политики (как в части бухгалтерского, так и на-логового учета), рабочий план счетов организации, график документоооброта. Внутренние документы позволяют оптимизировать учетный процесс на пред-приятии в зависимости от объемов учетной работы, размеров фирмы и характе-ра ее деятельности.
Для риэлтерской деятельности правильная организация бухгалтерского учета имеет немаловажное значение. Бухгалтеру риэлтерской компании прихо-дится иметь дело с различными видами договоров: договорами купли-продажи и аренды недвижимости, договорами о долевом участии в строительстве, дого-ворами комиссии и поручения и т.д. От того, каким именно договором оформ-лены отношения с контрагентом, зависит метод исчисления НДС и его величи-на.
Так, например, при приобретении квартиры у физического лица по дого-вору купли-продажи, риэлтерское агентство обязано уплатить НДС со всей суммы приобретенного объекта недвижимости, в то время как договор комис-сии обязывает исчислить НДС лишь с комиссионного вознаграждения.
В ООО «Новоселье» при реализации объектов недвижимости применяют-ся следующие виды договоров (приведено в абсолютном выражении количество заключенных договоров по итогам года, по которым поступили средства или было получено вознаграждение):