Введение:
Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные, спортивные заведения, туристические фирмы и т.д., относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной форме оказывают услуги. По мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. Сфера услуг опережает производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению и потребностям рынка и потребителей.
Жизнь современного человека, так или иначе, связана с услугами. Качество предоставления услуг играет не последнюю роль. От качества услуг зависит и доход государства, и прибыль фирм, комфорт, безопасность, благосостояние потребителей.
Связь здесь прямая и очевидная: качественные услуги привлекают внимание, вызывают желание пользоваться ими, чтобы облегчить жизнь. Постепенно складывающаяся позитивная ситуация в розничной торговле позволяет потребителям сравнить одну услугу с другой, а также подталкивает конкурентов к предоставлению постоянно улучшающихся услуг при обеспечении их качества.
Необходимость развития сферы услуг требует существенной пере¬стройки структуры потребления населения, значительного возрастания до¬ли услуг и сокращения удельного веса материального потребления. Необходимо коренным образом улучшать качество и культуру обслуживания, расши¬рять сеть соответствующих предприятий, увеличивать объем реализации услуг, внедрять их новые виды и формы.
Одним из основных феноменов американской действительности яв¬ляется гигантский рост сферы услуг. Сегодня на нее приходится 73% рабо¬чих мест из числа остающихся после вычета всех занятых в сельском хо¬зяйстве. Для сравнения: в ФРГ в сфере услуг занято 41% рабочей силы, в Италии - 35%. Растущее благосостояние, увеличение свободного времени и усложнение товаров, требующих технического обслуживания, превратили Соединенные Штаты Америки в одну из передовых стран с развитой сетью сервиса и услуг.
Объектом исследования в данной дипломной работе является ЗАО «Научно – технический инжиниринг», осуществляющее такие виды деятельности, как продажа ноу – хау и сдача в аренду помещений. На данный момент основным и единственным видом деятельности является сдача в аренду недвижимого имущества.
Закрытое акционерное общество «Научно - технический инжиниринг» было создано в 1993г. Учредителями общества являются физические лица. Юридический адрес организации: 119034, г. Москва, Сеченовский переулок, д.6, стр.3. ЗАО «НТИ» имеет в собственности здание по адресу: г. Москва, Сеченовский переулок, д.6, стр.3. В настоящее время реализация услуг по сдаче в аренду этого помещения является единственным видом деятельности предприятия. Организацией заключено три договора аренды. Один договор с российской организацией, а два договора с иностранными организациями, аккредитованными в РФ. Все договора являются долгосрочными, так как заключены более чем на один год. Затраты по ремонту помещений возложены на арендодателя - это условие прописано в договорах.
Организационная структура управления на любом предприятии строится по одному из двух принципов построения структур: линейному или функциональному.
Линейный принцип предусматривает в рамках структуры только отношения прямого подчинения. Функциональный же предполагает выделение и структурное обособление специализированных групп работников для выполнения функций управления или их составных частей.
В ЗАО «Научно - технический инжиниринг» используется линейный принцип структуры управления. Система управления, организованная по линейному принципу, имеет преимущества единоначалия. Между руководителем и непосредственными исполнителями отсутствуют какие – либо промежуточные звенья. Руководитель единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Простота формы обеспечивает оперативность линейного управления, повышает степень ответственности исполнителей, снижает расходы на содержание управленческого персонала.
Глава 3:
Коэффициент общей ликвидности в 2000г. находится в нормальных пределах, и составляет 1,13. В анализируемом периоде коэффициент общей ликвидности снизился на 0,24. Снижение коэффициента в 2001г. произошло вследствие уменьшения быстрореализуемых средств предприятия (на 17,24%) при небольшом увеличении краткосрочных обязательств предприятия (4,68%).
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует мгновенную платежеспособность предприятия, показывающий, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. На анализируемом предприятии этот коэффициент в 2001 году составил 0,41, в 2000 году – 0,74. Коэффициент абсолютной ликвидности на ЗАО «Научно – технический инжиниринг» в обоих годах находится в пределах норм, но в динамике снижается. Это снижение обусловлено, по – видимому, неудачной финансовой политикой предприятия в 2001г.
Коэффициент «критической» оценки на анализируемом предприятии составляет в 2001 году 1,37, а в 2000 году – 1,5. Снижение данного коэффициента обусловлено уменьшением наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов и увеличением наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует платежеспособность предприятия с учетом поступлений от дебиторов. Этот коэффициент находится в пределах допустимых норм и составляет в 2001 году 1,38, а в 2001 году – 1,53. Снижение данного коэффициента в 2001г. обусловлено уменьшением активов предприятия по сравнению с базовым периодом.
Проанализировав работу ЗАО «Научно – технический инжиниринг» за 2000-2001гг., можно сделать следующие выводы: предприятие стабильнее работало в 2000 году, его показатели за этот год выше. Это произошло из-за того, что в 2001г. в аренду сдается только часть здания, а материальные затраты по содержанию здания оплачиваются в полном объеме. Поэтому необходимо увеличить объем реализации услуг по аренде.
В 2001г. показатели финансовой устойчивости и ликвидности снизились, однако остались в пределах норм. Администрации предприятия необходимо искать пути возможного повышения ликвидности и платежеспособности предприятия.
Заключение:
В связи с ростом торговли резко возрос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово – кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породило ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно - вычислительные услуги. Опираясь на информационные технологии и телекоммуникации, многие виды услуг перешагнули национальные границы, интегрируется глобальный рынок.
По темпам роста лидируют финансовые и компьютерные услуги, а также бухгалтерские, аудиторские, рекламные, юридические, консалтинговые, по вопросам маркетинга, управления, повышения эффективности и т.д. Новые технологии значительно расширяют рамки внешней торговли услугами здравоохранения, образования, науки, культуры и искусства. Прямые инвестиции идут в телекоммуникации, торговлю и многие другие отрасли услуг – общественное питание, банковскую сферу, страховой бизнес, деловые услуги, здравоохранение и т.д. Хотя юридические и политические барьеры для международного обмена на данном рынке остаются до последнего времени более высокими, чем на товарных рынках, услуги активно содействуют глобализации хозяйственной жизни, ускоряя и углубляя этот процесс.
Проведенные исследования в рамках дипломной работы позволили изучить и систематизировать данные о деятельности сферы услуг, налогового и бухгалтерского учета предприятий в этой сфере, в том числе их «узких» местах.
В ходе выполнения дипломной работы было выявлено следующее:
- к сфере услуг относится огромное количество видов деятельности - торговля и услуги по перевозкам, финансирование, аренда, страхование, посредничество, гостиничный бизнес, рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные, спортивные заведения, туристические фирмы и др.;
- предприятия сферы услуг, также как и организации, осуществляющие другие виды деятельности, обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет, а также утверждать учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета;
- нормативное регулирование сферы услуг осуществляется действующим законодательством, и в особенной степени – Гражданским кодексом РФ;
- бухгалтерский учет в организациях сферы услуг ведется в соответствии с действующим законодательством и положениями по бухгалтерскому учету, а налоговый учет – в соответствии с главой 25 НК «Налог на прибыль организаций»;
- внутренний контроль предприятий осуществляется посредством проведения инвентаризаций, сроки и методы проведения которых утверждены методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету;
- внешний контроль организаций осуществляется аудиторскими фирмами либо лицензированным аудитором в соответствии с действующим законодательством;
- при анализе финансово – хозяйственной деятельности ЗАО «Научно – технический инжиниринг» выявилось, что предприятие стабильнее работало в 2000 году, его показатели за этот год выше, нежели в 2001г. Это произошло из-за того, что в 2001г. в аренду сдается только часть здания, а материальные затраты по содержанию здания оплачиваются в полном объеме. Поэтому необходимо увеличить объем реализации услуг по аренде. В 2001г. показатели финансовой устойчивости и ликвидности снизились, однако остались в пределах норм. Администрации предприятия необходимо искать пути возможного повышения ликвидности и платежеспособности предприятия;