Введение:
Сектор коммунальных услуг – фактически одна из крупнейших отраслей экономики. По численности занятых она уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. В современных экономических условиях обостряется актуальность проблемы жилищно-коммунальной отрасли.
Это связано с реформированием в настоящее время жилищно-коммунального хозяйства. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства должна быть реализована в 3 этапа:
1. I этап – 2003 г.
а) инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;
б) прекращение перекрестного субсидирования тарифов;
в) ликвидация дотационности;
г) переход на реальные договорные отношения;
д) совершенствование механизмов социальной защиты населения.
2. II этап – 2004-2005 гг.
а) развитие конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
б) переход к профессиональному управлению жилищным фондом;
в) развитие концессионных механизмов;
г) переход к системе персонифицированных социальных счетов.
3. III этап (2006-2010 гг.) – обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства за счет привлечения частных инвестиций.
Конечными результатами данной программы являются:
а) финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства;
б) демонополизация и развитие конкурентных отношений;
в) совершенствование договорных отношений и тарифного регулирования;
г) государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Целью настоящей дипломной работы является освоение теоретико-методологических принципов бухгалтерского учета, экономического анализа и налогообложения доходов и расходов предприятий жилищно-коммунальной сферы.
Объектом исследования данной дипломной работы явилось рассмотрение организации бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, анализа основных экономических показателей и налогообложения в жилищно-коммунальной отрасли на базе практического материала Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
Глава 2:
Налогоплательщиками налога на имущество признаются российские организации. Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства является плательщиком налога на имущество и имеет ряд особенностей. Для целей налогообложения стоимость имущества организации уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства. В бухгалтерском балансе жилищный фонд и объекты внешнего благоустройства отражается по первоначальной стоимости. Поскольку налогом на имущество не облагается только стоимость жилых строений, то находящиеся в жилом фонде нежилые помещения должны облагаться данным налогом в общеустановленном порядке. Это относится и к той части фонда, которая передается на условиях аренды в эксплуатацию другим организациям – коммерческим или некоммерческим. Следовательно, предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны обеспечить раздельный учет стоимости жилых и нежилых помещений.
Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Не признаются объектами налогообложения земельные участки, жилищный фонд и объекты жизнеобеспечения: сети водопроводные, канализационные, теплотрасса, котельные, водопроводные и канализационные станции, спец. автотранспорт.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденного учетной политикой организации. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества подлежащего налогообложению по местонахождению организации и вне местонахождения организации. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде увеличенное на единицу.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налоговая ставка по налогу на имущество на Муниципальном предприятии жилищно-коммунального хозяйства установлена в размере 2 %. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной как произведение налоговой ставки и налоговой базы, и суммами авансовых платежей по налогу на имущество. Суммы авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества. По истечении налогового периода, на Муниципальном предприятии жилищно-коммунального хозяйства это 1 год, организация выплачивает исчисленную сумму налога в бюджет.
Заключение:
В последние годы уделяется повышенное внимание вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Выступив буфером реформ в экономике России, отрасль исчерпала имевшийся запас прочности. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия должного уровня управления, обеспечивающего эффективное функционирование жилищно-коммунального хозяйства. С 1990 годов эта отрасль находится в состоянии кризиса. Наблюдается увеличение числа аварий, особенно в инженерных сетях, жилищный фонд обветшал. На сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве сложилась следующая ситуация:
а) неэффективная система управления и кризисное финансовое положение;
б) отсутствие экономических стимулов снижения издержек;
в) неразвитость конкурентной среды;
г) предельная степень износа основных фондов, высокая аварийность инженерных систем;
д) значительные потери энергии, воды и других ресурсов;
е) проведение аварийно-восстановительных работ взамен планово-предупредительного ремонта;
ж) направленность инвестиционных проектов на интенсивное наращивание мощностей;
и) неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства перед населением и поставщиками жилищно-коммунальных услуг;
к) отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов;
л) низкая инвестиционная привлекательность.
Характерно, что большинством рекомендаций по реформированию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (в том числе рекомендации по разделению функций управления и обслуживания жилых многоквартирных домов), дающие позитивные результаты в крупных и средних городах, приводят к негативным последствиям в малых муниципальных образованиях – монополизации сферы управления жилищным фондом, необоснованная ликвидация структурных подразделений администраций муниципальных образований, осуществляющих управление жилищно-коммунальным хозяйством на уровне органов местного самоуправления, и передаче их функций службам заказчика.
Малые муниципальные образования имеют определенную специфику и структурно разделены на: городские муниципальные образования, районные муниципальные образования, муниципальные образования «город-район». В жилищно-коммунальной отрасли муниципальных образований существует проблема, требующая решения: формирование системы управления, обеспечивающей эффективное использование имеющихся средств и имущества. Неэффективность системы управления жилищно-коммунального хозяйства малых муниципальных образований выражается:
а) в сохранении и усилении административных рычагов управления;
б) в попытках органов местного самоуправления вернуть монополию на заказ жилищно-коммунальных услуг;
в) в сохранении территориальной монополии жилищных предприятий или монополизации всей сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг многоотраслевым предприятиям;