Введение:
Согласно Конституции РФ государственную власть в Рос¬сийской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации.
Институт президен¬тства возник в бывшем Союзе в 1990 г., не имея аналогов в отечественной истории. В России пост Президента был вве¬ден на основании референдумов 17 марта 1991 г. Первый Президент РФ был избран 12 июня 1991 г.
По Конституции РФ Президент является главой госу¬дарства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функци¬онирование и взаимодействие органов государственной вла¬сти, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент обладает широкими полномочиями – пред¬ставительскими, правотворческими, управленческими, чрез¬вычайными и т.д. в сфере внутренних и международных от¬ношений, государственной безопасности и обороны. Ему подчинены силовые министерства. Он обладает правом зако¬нодательной инициативы и отлагательного вето в отноше¬нии принятых законов, издает указы, распоряжения, обра¬щается к Федеральному Собранию с ежегодными послания¬ми о положении в стране, об основных направлениях внеш¬ней и внутренней политики государства.
Подобные полномочия Президента, на мой взгляд, если и целесообраз¬ны, то, видимо, лишь на переходный период. Для их выпол¬нения создан внушительный ап¬парат. По сути, в стране действуют два аппарата исполни¬тельной власти – президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работу достаточно эффек¬тивной. Кроме того, Президент Российской Федерации есть но¬ситель персонифицированной ответственности за принимае¬мые им решения и их социальные последствия. Он не мо¬жет переложить эту ответственность ни на своих помощни¬ков, ни на свое окружение.
Новый для нашей страны институт президентства, не¬сомненно, будет и дальше подвергаться критической оценке с точки зрения его полезности и необходимости для народа и страны. Как бы там ни было, Президентом РФ должен быть деятельный человек, который сгладит национальные противоречия и конфликты, укрепит у людей уверенность в завтрашнем дне. На мой взгляд, нынешний Президент РФ В.В. Путин пришел к власти в нужное время. До прихода Путина к власти процент доверия народа Президенту составлял 3-5%, а в марте–апреле 2000 г. – более 50% (как показали выборы). Конечно, здесь немаловажную роль сыграли события в Чечне и Дагестане. Но так или иначе люди устали от постоянного правления ближайшего окружения Ельцина (так называемой «семьи»), народ жаждал энергичного и деятельного президента, способного поднять Россию из руин. Руины в данном случае я употребляю в определенном смысле как аллегорию, но и во многом как действительность – падение ВВП составляло катастрофические цифры, единственное, что спасало страну – это торговля сырьевыми ресурсами.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления уста¬новлена президентская республика, но обладающая по срав¬нению с традиционными президентскими республиками ря¬дом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками президентской респуб¬лики (это, в частности, контроль Президента за деятельно¬стью Правительства) данная форма имеет (правда, незначи¬тельные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недове¬рие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент). Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. Наконец, в-третьих, уникальность России как федера¬ции не может не сказываться на механизме государ¬ственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
Глава 3:
К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища (п. «а» ст. 89 Конституции РФ). Заметим, что республики, входя¬щие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство. Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваи¬вает почетные звания РФ, высшие военные и высшие спе¬циальные звания (п. «б» ст. 89 Конституции РФ). Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.
На основании Конституции Российской Федерации и Закона "О гражданстве Российской Федерации" Президент решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решения о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации. В осуществление полномочий по делам о гражданстве Президент Российской Федерации издает указы.
При приобретении гражданства по рождению решения Президента не требуется: такое гражданство приобретается автоматически в зависимости от гражданства родителей (право крови) или места рождения (право почвы). Президент Российской Федерации не вправе лишить гражданства или выслать гражданина из страны, поскольку Конституция Российской Федерации в качестве основополагающего принципа провозглашает, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте Российской Федерации действует Комиссия по вопросам гражданства. В соответствии с Законом о гражданстве Комиссия вносит на рассмотрение Президента предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Порядок рассмотрения вопросов гражданства регулируется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 (в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. N 2299 ).
Предоставление политического убежища является суверенным правом Российской Федерации как субъекта международного права, действующего в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Принятие решений о предоставлении политического убежища - прерогатива Президента, который реализует это свое конституционное полномочие от имени Российского государства. Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации утверждено указом Президента от 28 июля 1995 г. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым за общественно-политическую деятельность и убеждения.
Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, утверждает статуты орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждении ими. Положение о государственных наградах Российской Федерации утверждено Указом Президента от 2 марта 1994 г. N 442 в редакции Указа от 1 июня 1995 г. N 554. В нем предусматривается, что государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством. Государственными наградами являются звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Заключение:
С обретением Россией самостоятельности у нее появи¬лись реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребнос¬тям страны курса общественных преобразований, гармони¬зации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стра¬тегия обдуманных действий на опережение.
Мировой опыт показывает, что результативные рефор¬мы могут проводиться при наличии целого комплекса усло¬вий: научно обоснованных программ, понятных и четких целей; высокопрофессионального управления преобразова¬тельным процессом, учитывающего приоритетность и пос¬ледовательность проводимых мероприятий; продуманных и выверенных методов реформирования; правдивого разъяс¬нения сути, целей и последствий реформ для общества и личности, вовлечения в процесс реформ как можно больше населения. Примерно по такой схеме и логике развиваются реформы в Китае. Видимо, этим и объясняется их высокая и устойчивая результативность.
Сегодня укрепление Российского государства – власт¬ное веление времени, неотложная необходимость. В укреп¬лении государства объективно заинтересованы все партии и политические движения, общественные организации и вет¬ви власти. Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную реализацию интересов сво¬их сторонников, а органы государства – направить свою энергию на его благо.
Президент в процессе восстановления государственности играет особую роль: он должен быть и организатором, и контролером, и гарантом.
Сильное, активно функционирующее государство – важнейшее условие выхода из экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится соци¬ально ориентированный рынок, не могут быть надежно за¬щищены все формы собственности, не реализуют свои цен¬ности демократия и самоуправление, не возродятся россий¬ская наука, культура, справедливость и нравственность. Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее Российское государство – самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособ¬ности страны, поддержания мира в мировом сообществе.
Для укрепления российской государственности необхо¬димо, во-первых, вернуть государству, его органам дове¬рие народа; во-вторых, выяснить и устранить причины, обус¬ловившие ослабление государства; в-третьих, разработать научно обоснованную концепцию его развития и укрепле¬ния. При разработке последней надо учитывать, что перво¬основой российской государственности испокон веков были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая роль в укреплении государства русского народа. Сегодня особую актуальность приобретает высокий профес¬сионализм государственных служащих и должностных лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государ¬ства – это его эффективное функционирование в интере¬сах общества и личности. На мой взгляд, в настоящее время доверие Президенту у народа есть. Многие поддерживают политику В.В. Путина, так как подавляющему большинству людей надоел хаос, безответственность. А наш нынешний президент весьма активен в деле укрепления государственности и экономики; такого руководителя страны российский народ давно не видел (наверное, со времен Александра II).