Дипломная по теме: Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

Название работы: Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2008 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 7

1.1. История правового регулирования договора коммерческой концессии 7

1.2. Соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» 15

1.3. Понятие и правовая природа договора коммерческой концессии 22

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 31

2.1. Существенные условия договора коммерческой концессии 31

2.2. Форма и государственная регистрация договора коммерческой концессии 39

2.3. Содержание договора коммерческой концессии 46

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 57

3.1. Основания и порядок изменения и прекращения договора коммерческой концессии 57

3.2. Ответственность по договору коммерческой концессии 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что договор коммерческой концессии оформляет отношения, позволяющие содействовать продвижению на рынок отдельных товаров, работ, услуг коммерческих органи-заций с хорошо известной репутацией. Кроме того, в настоящее время Россий-ское государство находится на этапе обновления системы правового регулиро-вания объектов интеллектуальной собственности, создания более эффективного и прозрачного механизма регистрации указанных объектов в Российской Феде-рации, способов распоряжения объектами интеллектуальной собственности.

Ведение предпринимательской деятельности по договору коммерческой концессии позволяет пользователю исключительных прав, принадлежащих правообладателю, добиться значительных коммерческих успехов за счет дело-вой репутации правообладателя. При этом пользователь несет минимальные расходы, связанные с первоначальной рекламой товаров (работ, услуг), выпус-каемых с использованием тех или иных средств индивидуализации на рынок, так как правообладатель уже предпринял действия по их рыночной популяри-зации. В частности, коммерческая концессия является оптимальным средством расширения бизнеса коммерческих организаций-правообладателей, обеспечи-вающих с помощью этого договора поддержание высоких стандартов результа-тов соответствующей предпринимательской деятельности. При этом использо-вание коммерческой концессии избавляет правообладателя от необходимости открывать филиалы и регистрировать новые юридические лица, расширять штаты работников. В то же время коммерческие организации-пользователи вливаются в единую интегрированную систему правообладателя и находятся в значительной экономической зависимости от последнего.

Коммерческая концессия позволяет правообладателю экономичнее разви-вать свое дело, избавляя от необходимости открывать филиалы или создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на при-обретение основных средств и в то же время предоставляя правообладателю возможность осуществлять практически полный контроль над деятельностью пользователя. Пользователь также получает ряд выгод, которые, в частности, состоят в снижении предпринимательского риска и ускорении развития собст-венного бизнеса, что обеспечивается хорошей коммерческой репутацией пра-вообладателя в соответствующей сфере деятельности. В то же время для потре-бителя коммерческая концессия может иметь и отрицательные стороны, свя-занные с возможной ошибкой с его стороны относительно личности продавца товара или его производителя, а также исполнителя услуг. Поэтому защита ин-тересов потребителя дополнительно обеспечивается посредством правил п. 2 ст. 1028 ГК об обязательной регистрации договора коммерческой концессии, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользова-телю (ст. 1032 ГК), а также требованиями законодательства о защите прав по-требителей в части надлежащего информирования потребителя о личности продавца (исполнителя, изготовителя) и качестве товара (работы, услуги).

Договор коммерческой концессии представляет удобную форму для ино-странных фирм войти на российский рынок без необходимости создания совме-стного предприятия - юридического лица. Он позволяет достигать более быст-рых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использо-вании только собственных торговых точек, а также способствует мобилизации капитала за счет существующих торговых марок.

Глава 3:

В силу ст. 1036 ГК, договор коммерческой концессии может быть изме-нен в соответствии с правилами главы 29 ГК. Таким образом, к договору ком-мерческой концессии применяются общие нормы ГК (гл. 29) об основаниях, порядке и последствиях изменения сторонами договорных условий. Любое из-менение договора коммерческой концессии также подлежит государственной регистрации.

Договор коммерческой концессии может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Согласно ст. 452 ГК соглашение об изменении договора совершается в той же форме, в которой был заключен сам договор. Следовательно, изменения должны быть зарегистрированы в том же порядке и в тех же органах, что и сам договор коммерческой концессии. Только после этого стороны договора в отношениях с третьими лицами могут ссылать-ся на изменение его условий. Вместе с тем они не лишаются права доказывать, что данное третье лицо знало или должно было знать ранее о таком изменении.

В литературе выделяют случаи автоматического изменения договора коммерческой концессии. В.В. Витрянский указывает на три таких случая: «Во-первых, изменение договора коммерческой концессии в его субъектном составе происходит при переходе какого-либо исключительного права, входящего в представленный пользователю комплекс исключительных прав, к другому ли-цу, которое становится правообладателем в части прав и обязанностей, относя-щихся к перешедшему исключительному праву (п. 1 ст. 1038 ГК РФ).

Во-вторых, изменение предмета договора коммерческой концессии имеет место в случае изменения правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав; при таких условиях договор сохраняет свое действие в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, если только пользователь не воспользуется сво-им правом на расторжение этого договора и возмещение убытков (ст. 1039 ГК).

В-третьих, автоматическое изменение договора коммерческой концессии (в части его предмета) может быть вызвано истечением срока действия исклю-чительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, ли-бо его прекращение - по иному основанию, так как и в этом случае договор коммерческой концессии продолжает действовать (за исключением его усло-вий, относящихся к прекратившемуся исключительному праву) (ст. 1040 ГК)» .

На наш взгляд, порядок изменения договора коммерческой концессии, ру-ководствуясь общими основаниями изменения и прекращения договора, преду-смотренными гл. 54 ГК РФ, не позволяет в полной мере учитывать специфику опосредуемых договором общественных отношений. В связи с этим предлага-ется закрепить в ст. 1036 ГК РФ исчерпывающий перечень условий договора, которые могут быть изменены в процессе исполнения договора и зарегистриро-ваны в установленном законом порядке. Сужение диспозитивности в деятель-ности сторон после заключения договора позволяет придать большую устойчи-вость правовому положению пользователя исключительных прав.

Обращаем внимание на трудности, которые возникают при переходе к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставлен-ный пользователю комплекс исключительных прав, в части вознаграждения но-вого правообладателя. Дело в том, что при заключении договора коммерческой концессии предусматривается вознаграждение за весь комплекс исключитель-ных прав, переходящий по договору коммерческой концессии, а не каждого ви-да права в отдельности. При изменении правообладателя на один из объектов исключительных прав из всего комплекса прав, сторонам, пожалуй, сложно бу-дет выделить стоимость за пользование именно этим правом. Но в любом слу-чае, пользователь не должен уплачивать вознаграждение в сумме большей, чем это было предусмотрено первоначальным договором коммерческой концессии.

Еще сложнее будет складываться ситуация в том случае, если при заклю-чении договора коммерческой концессии размер вознаграждения представлял собой единовременную разовую выплату. Думается, что в подобной ситуации размер вознаграждения для нового правообладателя должен решаться прежним правообладателем исключительного права.

Заключение:

Договор коммерческой концессии представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный срок право использовать в предпринимательской деятельности принадлежащие правообладателю исключительные права. В настоящее время договор коммерческой концессии активно используется в сбытовой сфере, в торговой сфере и в сфере обслуживания.

Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмезд-ным, двусторонне обязывающим. Несмотря на внешнее сходство договора коммерческой концессии с другими договорами, проведенное сравнение позво-ляет сделать вывод, что договор коммерческой концессии является самостоя-тельным видом гражданско-правового договора.

Сторонами по договору коммерческой концессии (правообладателя и пользователя) могут выступать лишь лица, осуществляющие предприниматель-скую деятельность: только коммерческие организации либо индивидуальные предприниматели. В договоре коммерческой концессии предметом договора является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключи-тельных прав. Специфика объекта (исключительные права) отличает этот дого-вор от всякого иного договора, относящегося к категории договоров, направ-ленных на передачу имущества, а комплексный характер исключительных прав – от лицензионных договоров.

Договор коммерческой концессии должен быть составлен в письменной форме, подписан сторонами и зарегистрирован в федеральном органе исполни-тельной власти по интеллектуальной собственности. Содержание договора коммерческой концессии составляют права и обязанности его сторон – право-обладателя и пользователя. Обязанности сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинга) можно подразделить на императивные и диспози-тивные. ГК РФ не допускает изменения первых по воле сторон. Содержание обязанностей второй группы может быть изменено, однако если этого не про-исходит, они действуют в полном объеме

В результате работы над дипломом сформулированы следующие предложения:

Представляется целесообразным принять специальный федеральный за-кон «О франчайзинге», который не противоречил бы гл. 54 ГК РФ. С этой це-лью предлагается предпринять следующие шаги: 1) привести терминологию ГК РФ в соответствие с международной; 2) разработать и принять Федеральный закон «О франчайзинге»; 3) устранить противоречия между российскими граж-данско-правовыми нормами о коммерческой концессии и нормами междуна-родного права, регулирующими отношения в сфере франчайзинга; 4) обеспе-чить внедрение общепризнанной технологии заключения договоров франчай-зинга в российское законодательство.

Целесообразно внести изменения в п. 3 ст. 1027 ГК, изложив его в сле-дующей редакции: «3. Правообладателем по договору коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации за исключением унитарных и ка-зенных предприятий. Пользователями по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и гражда

Похожие работы на данную тему