Введение:
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов.
Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
Российское правительство основное внимание уделяет вопросам внешнего государственного долга, что обусловлено необходимостью соблюдения графика платежей по государственному внешнему долгу международными правилами. С другой стороны, в случае потери возможности соблюдения графика платежей, Правительство может использовать реструктуризацию государственного внешнего долга, но ее условия определяются иностранными кредиторами. Этим объясняется первоочередность внимания вопросам управления государственным внешним долгом. В то же время проблема погашения государственного внутреннего долга для страны не менее важна, но решение ее зависит, прежде всего, от финансовых возможностей государства по погашению долга и его реструктуризации.
В настоящее время в области управления государственным долгом
имеются определенные трудности: отказ от привлечения внешних
заимствований обостряет потребность в привлечении внутренних ресурсов, но решение этой задачи ограничено сложившимся климатом на рынке государственных ценных бумаг, что в свою очередь повышает потребность во внешних займах.
Современная практика организации управления государственным внутренним долгом отражает недостаточно высокий уровень разработки законодательной регламентации этой системы. Необходимо совершенствовать законодательную базу за счет устранения имеющихся в ней противоречий, учитывая и позитивный опыт зарубежных стран. Проблема осложнена тем, что долговая политика Российской Федерации в области управления государственным долгом недостаточно эффективна и не направлена на снижение долговой нагрузки на федеральный бюджет.
Вне поля зрения остаются существующие противоречия между практикой управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации и нормами бюджетного права; практически отсутствуют рекомендации по улучшению долговой ситуации внутри страны.
Рассмотрению вопросов управления внутренним долгом и его структуры посвящена эта дипломная работа.
В работе будут освещены модели и методы управления государственным долгом, анализ структуры и динамики внутреннего государственного долга, расходов на его погашение, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.
Теоретическую основу дипломной работы составили исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области управления государственным долгом. В работе использованы законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, а также материалы периодических изданий.
Глава 3:
Основными покупателями ОФЗ являются Пенсионный фонд, Сбербанк, региональные банки. Доля нерезидентов на рынке госбумаг еще не велика, однако в дальнейшем скорее будет увеличиваться. Ожидается, что на протяжении 2007г. курс рубля по отношению к корзине валют продолжит укрепление, что сохранит привлекательность рублевых инструментов для нерезидентов. К тому же в данный момент доходности ОФЗ выше доходности российских еврооблигаций.
Рост доли нерезидентов среди инвесторов в ОФЗ приведёт к росту волатильности в секторе государственных облигаций и его большей чувствительности к происходящему на мировых рынках.
Характерной особенностью рынка ГЦБ в течение 2006г. являлось также отсутствие в его структуре ГКО. Более того, согласно программе государственных внутренних заимствований РФ на 2007г. Министерство финансов РФ считает нецелесообразным осуществлять выпуск ГКО и в 2007г. Потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечена операциями Банка России со своим портфелем государственных облигаций, а также путем проведения операций с ОБР.
Заключение:
Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком понимание - всей бюджетной – налоговой политике. Эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочной максимизацией благосостояния населения поскольку экономия текущих затрат по обслуживанию долга снижает налоговое время для будущих поколений.
С точки зрения долгосрочной стратегии управления долгом важно оптимизировать временную структуру % ставок. На мой взгляд, рациональная стратегия удлинения сроков до погашения должна основываться на принципе целенаправленного формирования долговременной кривой доходности. Данная стратегия означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создают наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Например, если сложившаяся кривая доходности имеет отрицательный наклон, то можно выпустить небольшой по объему пилотный транш облигаций со сроком до погашения 15-20 лет на внутреннем и 25-30 на внешнем.
На практике Министерство финансов РФ занимает более пассивную позицию, следуя представлениям рынка об эффективности долгосрочных вложений. Но у российских инвесторов эти представления находятся пока еще на стадии формирования, а для мирового рынка, оперирующего долгосрочными финансовыми инструментами, предлагаемая стратегия оказалась бы вполне приемлемой. Дело в том, что «сверхдлинные» российские бумаги с фиксированным купоном были бы крайне выгодны для консервативных инвесторов, так как их доходности имеет устойчивую тенденцию к снижению. Возможно, государство не выиграет значительных сумм на таком пилотном транше, но связанные с ним издержки были бы относительно невелики. Гораздо важнее, что при этом формируется структура длинных процентных ставок, позволяющая существенно снизить долговременные затраты на обслуживание долга. Дюрация последующих длинных траншей может уменьшаться по мере наращивания объемов выпусков. Более детальное формирование кривой доходностей при заданных общих рамках носит, скорее, тактический характер и определяется рыночными ожиданиями и текущей конъюнктурой.
Сейчас активно обсуждается проблема "оптимальной" величины внутреннего государственного долга. Прежде всего, его рыночной части, представленной государственными ценными бумагами, обращающимися на рынке.
В чем суть этой проблемы? Если мы возьмем статистику последних лет, то мы обнаружим, что отношение внутреннего государственного долга к другим макропоказателям (валовому внутреннему продукту, денежной массе, активам банковской системы) стремительно сокращаются.