Введение:
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, уско-ренное развитие предпринимательства, многообразие организационно-правовых форм организаций и форм собственности кардинальным образом по-влияли на механизм системы экономического контроля. Коренные изменения произошли также в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контро-ля.
Экономический контроль в России в настоящее время становиться одним из важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффек-тивных видов экономического контроля в условиях рынка является независи-мый контроль. Независимый контроль проводиться аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договор-ной коммерческой основе за счет заказчика (проверяемого субъекта, в отдель-ных случаях за счет бюджетных средств) – клиента.
Деятельность аудиторов в России, как и в других странах рыночной эко-номики, регулируется на основании законов. В современных условиях аудитор-ская деятельность регулируется Федеральным Законом от 07.08.2001г. № 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности в РФ”.
В настоящее время существует достаточно много различных определений аудита. В России согласно законодательства под аудитом понимают незави-симую проверку финансовой отчетности организации на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйст-венных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точно-сти отражения финансовой отчетности деятельности организации. Провер-ка завершается составлением аудиторского заключения.
Авторы одного из американских учебников пишут, что аудит – это про-цесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы опреде-лить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям. /9/
Большинство же американских специалистов считают, что аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке факторов, касающихся функционирования и положения экономического объекта, осуществляемой компетентным независимым лицом. Главная цель аудита состоит в определе-нии достоверности финансовой отчетности, а также в контроле за соблюдением законодательных норм.
Под аудитом отдельные авторы работ понимают также процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансо-вых отчетов. /27/
Таким образом, из определения аудита прослеживается сущность, назна-чение и цели аудирования, заключающегося в основном в подтверждении ре-альности и достоверности информации финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта. Кроме того, своевременное оказание консультацион-ной помощи по бухгалтерскому учету, финансам, правовым и управленческим проблемам позволяет организации (клиенту) избегать недостатков в своей ра-боте, финансовых санкций со стороны органов Государственного налогового контроля и нерациональных управленческих решений.
Глава 3:
Необходимо обратить внимание на правильность отнесения представи-тельских расходов через подотчетные лица на издержки производства (обраще-ния) организации. Обоснованность этих расходов должна быть подтверждена наличием оправдательных документов:
-приказ о назначении лица, ответственного за проведение мероприятий;
-программа встречи с представителями другой организации, в том числе иностранных;
-смета представительских расходов, утвержденная руководителем орга-низации в начале года;
-акт с приложенными документами, подтверждающими расходы, с пе-речнем участников встречи (приглашенные от организации).
Проверяя расчеты с подотчетными лицами, связанными с загранкоманди-ровками, аудитор должен знать, что суточные за время командировки выплачи-ваются:
-при проезде по территории РФ – в рублях по нормам, установленным действующим законодательством;
-при проезде и за время пребывания на иностранной территории - ино-странной валюте по нормам, утвержденным работникам, выезжающих во время командировки из РФ за границу.
Со дня пересечения границы при выезде суточные начисляются в инва-люте, а при возвращении обратно – день пересечения границы России – суточ-ные в рублях. Бухгалтерский учет с подотчетными лицами ведется одновре-менно в валюте расчетов и в рублях. Здесь необходимо установить:
-правильность учета расчетов;
-правильность возмещения работнику расходов в однодневную загранко-мандировку, а также в случаях, когда работник в стране пребывания обеспечи-вается бесплатным питанием и жилищным помещением;
-правильность расчета и учета курсовых разниц на день представления подотчетным лицом авансового отчета.
При проверке правильности корреспонденции счетов по данному объекту контроля необходимо обратить внимание на сторнировочные и другие испра-вительные записи, за которыми могут скрываться факты нарушений и злоупот-реблений. Для этих целей кредитовые обороты счета 71 в журнале-ордере № 7-АПК сверяют: по счетам 25 и 26 – с данными сводных лицевых счетов (произ-водственных отчетов) по общепроизводственных и общехозяйственным расхо-дам, по счету 50 – с данными раздела дебетовых оборотов журнала-ордера № 1-АПК, по другим счетам – с данными соответствующих листков-расшифровок по дебету счетов либо журнала-ордера № 10-АПК и ведомости № 46-АПК по материальным счетам. Дебетовые обороты счета 71 сверяются: по счету 50 – с данными журнала-ордера № 1-АПК, по счетам 51, 52 - журнала-ордера № 2-АПК и т.д.
Рассмотрим пример аудиторской проверки расчетов с подотчетными ли-цами на ООО “Орион”.
Сплошной проверкой проведен аудит авансовых отчетов и полученных в подотчет денежных средств за 9 месяцев 2001 года, в результате которой уста-новлены перечень замечаний. (См. приложение )
Анализ типичных ошибок, допускаемых на предприятие ООО “Орион” при расчетах с подотчетными лицами позволяет утверждать, что большниство таких ошибок происходит не из-за сложности в их бухгалтерском учете, а в результате небрежного его ведения и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Основными ошибками, допускаемыми организациями являются:
-несоблюдение порядка выдачи денег под отчет;
-отсутствие инвентаризаций расчетов с подотчетными лицами;
-приложение к авансовым отчетам не имеющих всех обязательных реквизитов первичных документов;
-расчет с другими юридическим лицами выданными под отчет наличными деньгами в размерах, превышающих установелнные лимиты и другие.
Заключение:
В нашей стране обязательный ежегодный аудит распространяется на по-давляющее большинство экономических субъектов. Кроме обязательной ауди-торской проверки, организации все чаще и чаще прибегают к услугам аудито-ров или аудиторских фирм по собственной инициативе (инициативный аудит). Цель такой проверки – получение объективной информации о состоянии бух-галтерского учета, налогообложения, финансово-экономического положения, а также подготовка организации к обязательной аудиторской проверке и т. д. От-сюда следует, что необходимо дальнейшее развитие, совершенствование, а также углубление специализации аудиторской деятельности и подготовки ау-диторских кадров. Здесь имеется в виду специализация аудиторских кадров, ко-торые бы знали или, в крайнем случае, представляли агробиологические, тех-нико-экономические и организационно-управленческие особенности подвер-гающихся обязательной аудиторской проверке экономических субъектов.
Если проанализировать действующие системы организации и регулиро-вания аудиторской деятельности в России и высокоразвитых зарубежных стра-нах (США, Франция, Германия, Швеция), то можно сделать вывод, что кроме общих для всех систем принципов в построении и функционировании, имеются и значительные различия. Это связано, скорее всего, со спецификой российской действительности. Например, следует отметить, что основные принципы и пра-вила поведения экономических субъектов, действующих на рынках аудитор-ских услуг, везде определяются законодательными актами. Этими законода-тельными актами устанавливаются права и обязанности по управлению, регу-лированию и контролю аудиторской деятельности, которые делегируются либо государственным органам (Швеция, Россия), либо профессиональным объеди-нениям аудиторов (Германия, Франция).
Следует заметить также, что уровень влияния государственных органов на систему организации и регулирования аудиторского рынка в западных стра-нах оценивается как высокий, а в России как исключительно высокий.
Отметим, что по мере развития рыночной экономики, усиления конку-ренции и углубления экономических связей организации будут больше заинте-ресованы в проведении у них как обязательной, так и инициативной аудитор-ской проверки. Повышению же эффективности аудиторских услуг в РФ будет способствовать дальнейшее совершенствование законодательной и норматив-ной базы аудиторской деятельности, а также подготовка высококвалифициро-ванных, профессиональных аудиторских кадров.
В настоящее время число аудиторов и аудиторских организаций достигло того уровня (хотя этого еще недостаточно), который способствует конкуренции между аудиторскими фирмами, а экономические субъекты имеют возможность выбора более квалифицированного аудитора. Все это будет способствовать по-вышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов предприни-мательства, а также в целом общественного производства страны.