Введение:
Актуальность темы данной дипломной работы определяется целым рядом обстоятельств, характеризующихся всеобщими тенденциями и закономерностями развития общества с учетом исторических особенностей.
Развитие современного общества с его тенденциями к атомизации, фрагментации и маргинализации создает все более отчетливую потребность по решению разнообразных социальных проблем. Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем и к подготовке будущих специалистов является своеобразным ответом на подобный запрос .
Управление в любых его проявлениях в общественной жизни — на производстве, в различных областях общественной жизни и т.д. — представляет собой воздействие одних людей — управляющих, т.е. реализующих полномочия и функции управления — на других, выс¬тупающих объектом этого воздействия, т.е. управляемых. Но пер¬вые в свою очередь испытывают на себе воздействия вторых в процессе осуществления соответствующих функции. Эти воздействия могут быть разными — либо готовность выполнять управленческие предписания, либо, напротив, более или менее сильное сопротивле¬ние этим предписаниям и др. Попятно, что в любом случаи между управляющими и управляемыми складывается социальное взаимо¬действие. Последнее в самом широком смысле предполагает обмен между его субъектами какими-либо материальными или нематери¬альными атрибутами. Взаимодействие между продавцом и покупате¬лем происходит на основе обмена товарами и деньгами, между ра¬ботником и работодателем — обмена рабочей силой и вознагражде¬нием за нее, во многих видах взаимодействия имеет место обмен идеями. Взаимодействие между управляющими н управляемыми про¬исходит па основе обмена информацией. Чтобы предпринять какие-либо управленческие действия, управомоченный на то субъект дол¬жен прежде всего получить и осмыслить информацию об объекте намечаемого воздействия, в том числе и чисто социальную информа¬цию, характеризующую человеческие качества управляемых и, сле¬довательно, исходящую от них самих. Затем управляющий субъект оказывает на управляемых необходимое для решения, поставленной задачи воздействие, что осуществляется с помощью информацион¬ных сигналов, которые теперь уже идут сверху вниз. Таким сигналом может быть письменный или устный приказ, содержащий информа¬цию для управляемых о том, что им надлежит делать, как поступать .
Глава 3:
В отличие от описанной традиционной системы социального обслуживания технология заказа осуществляется по принципу покупки услуг. В качестве предмета заказа выступает формируемое заказчиком техническое задание на социальное обслуживание, которое включает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у целевой группы получателей услуг) и максимальная стоимость оказания услуг. Ответственность поставщика за соблюдение требуемых параметров технического задания и достижение результатов обеспечивается договорной основой отношений заказчика и поставщика. Появление четкого предмета заказа создает возможность демонополизации рынка социальных услуг – заказ на выполнение технического задания может быть размещен на конкурсной основе и выдан наилучшему поставщику услуг, включая общественные некоммерческие организации или частных подрядчиков, что повышает качество услуг и оптимизирует бюджетные затраты. Кроме того, наличие четкого технического задания позволяет заказчику проводить полноценный мониторинг поставки услуг, а также последующую оценку их результативности и эффективности. Особенностью мониторинга выполнения заказа является то, что внимание должно обращаться на содержательные моменты оказания услуг (соблюдение качественно-количественных параметров технического задания) и достижение результатов предоставления услуг, а не на процессные характеристики деятельности исполнителя, в частности, постатейное расходование исполнителем финансовых средств, общий объем которых определен договором. Другими словами, вопрос мониторинга заключается не в том, как исполнитель тратит деньги, а в том, делает ли он то, что на эти деньги было ему заказано.
В заключение данной главы дипломной работы отметим, что внедрение рыночной технологии заказа на социальное обслуживание вполне возможно при соблюдении ряда условий.
Во-первых, заказ (техническое задание) должен быть востребован клиентской группой, для этого необходимо, чтобы заказчик либо сам был компетентен, либо имел поддержку экспертов. Поэтому на начальном этапе отработки технологии заказа рекомендуется выбирать наиболее простые услуги, потребность в которых не вызывает сомнений. Если же предлагается совершенно новая услуга, следует провести подготовительную работу. В любом случае важно выявить и учесть мнения как можно большего круга заинтересованных лиц, в том числе самих потенциальных клиентов.
Во-вторых, при разработке технического задания в стоимость программы должны включаться все расходы, связанные с ее реализацией, в том числе, с набором клиентов.
В-третьих, при организации конкурса муниципальных учреждений следует соблюдать принцип добровольности участия (от этого непосредственно зависит качество социального обслуживания).
В-четвертых, сотрудников муниципальных учреждений и общественных некоммерческих организаций необходимо обучить основам менеджмента (они должны знать нюансы заключения договоров и владеть технологиями социального заказа; особое внимание следует уделять вопросам оценки результатов социальной услуги, контрактной дисциплины, субподрядных отношений).
В любом случае важен постоянный мониторинг основных показателей, характеризующих объемы предоставляемых услуг, их качество и эффективность.
Заключение:
В результате выполнения данной дипломной работы можно сформулировать следующие выводы.
Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает и себя оценку состояния объекта, плани¬рование, выработку и принятие решения, учет и контроль, коор¬динацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники независимо от того, относятся они к управленческим или к практическим социальным работникам. Чтобы управление социальной работой шло успешно, соци¬альным работникам надо много знать, причем не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеких от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру об¬щества, систему управления страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, все законодательство по вопросам социального обеспечения и по¬мощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление соци¬альной работой имеет дело с особой категорией людей, нужда¬ющихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжелый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия .
Успех деятельности любой организации в современном менеджменте во многом связан с качеством человеческих ресурсов, поэтому наемные работни¬ки рассматриваются как основные активы компании. Не здания, соору¬жения, оборудование, а прежде всего сотрудники, распоряжающиеся ими, создают конкурентные преимущества организации. В силу этого социальное управление и социальная политика в рамках фирмы, направленная на повышение доходов сотрудников, создание условий для их профессионального и карьерного роста, образования, отдыха, приобретает в современном ме¬неджменте все большее значение.
Многие трудности и ошибки в современной социальной работе в РФ вызваны именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительной мере разрушена, а новая в ее полном объеме не создана. В ее объекте возникла такая новая категория людей, как безработные. Но не оказалось ни ра¬ботников, способных быстро и эффективно помогать безработным в поисках работы, ни организационной структуры, которая учиты¬вала бы и предлагала достаточный выбор профессий, ни системы переподготовки и переквалификации работников, ни финансовых, материальных средств, ни управления процессом регулирования безработицы. По большому счету, новой системы социальной работы, которая удов¬летворяла бы острые и неотложные потребности большого коли¬чества людей, до сих пор не создано. Самое главное, чего не хватает в складывающейся системе, — это подготовленных кадров социальных работников. А без них, разумеется, никакая система эффективно работать не сможет. Рассматривая систему социальной работы, необходимо понимать, что она сводится к системе деятельности. Ее можно и нужно рассмат¬ривать как систему и в других аспектах. Очень важным аспектом является система учреждений и орга¬низаций социальной работы в их вертикальном и горизонтальном срезах. Сейчас активно формируется такая система. Ее возглавляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В республиках, входящих в Федерацию на правах ее субъектов, также имеются подобные министерства. В краях, областях, горо¬дах, районах имеются соответствующие им управления и отделы. А в них — службы социального обеспечения, страхования, комис¬сий социальной помощи и защиты в органах здравоохранения, народного образования, общественного порядка, спорта и т.п. Наряду с государственными органами социального обслуживания населения функционируют многочисленные общественные органи¬зации и учреждения, также имеющие пронизывающую общество сверху донизу вертикальную структуру. Все эти государственные и общественные организации на каждом горизонтальном уровне (республика, край, область, округ, город, район, село) связаны между собой, взаимодействуют друг с другом, помогают (хотя порой и мешают) друг другу. Знание этой системы учреждений и организаций позволяет со¬циальному работнику строить свою работу наиболее эффективным образом. Плохое представление о ней резко снижает ее эффектив¬ность.