Дипломная по теме: Нарушение письма у учащихся с задержкой психического развития

Название работы: Нарушение письма у учащихся с задержкой психического развития

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение

1. Теоретическое обоснование изучения и коррекция у школьников с задержкой психического развития

1.1.Психологическое содержание процесса письма;

1.2. Физиологическое содержание письма; (Роль анализаторов в процессе письма. А.Р.Лурия «Очерки психофизиологии письма». Хрестоматия по логопедии.

1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

2. Констатирующий эксперимент и его анализ

2.1. Методика исследования состояния звукопроизношения;

2.2. Методика исследования фонематического слуха;

2.3. Методика исследования фонематического восприятия;

2.4. Методика исследования письма;

2.5.Анализ результата констатирующего эксперимента.

3.Педагогические технологии по коррекции нарушения письма у учащихся с задержкой психического развития.

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по коррекции нарушения письма у учащихся с задержкой психического развития;

3.2. Модель, содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма.

Заключение

Литература

Выдержка:

Введение:

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей. Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з), звуком ль. Дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.

Глава 3:

При устранении оптической дисграфии и дислексии проводится работа по уточнению представлений о форме, цвете, величине. Для расширения объема зрительной памяти предлагаются игры:

1. «Чего не стало?»

2. «Что изменилось?»

3. Определить различие в рисунке.

4. Положи (назови) предмет слева справа от себя, впереди.

Одновременно провожу работу по развитию зрительного анализа изображений букв:

1. Найди букву в ряду сходных.

2. Сложить из палочек букву.

3. Узнай и допиши недостающий элемент буквы.

4. Узнай буквы наложенные друг на друга.

5. Письмо букв в воздухе.

6. Узнавание букв по-разному расположенных в пространстве.

7. Узнавание букв написанных разным шрифтом.

8. Реконструкция буквы (переделка одной буквы в другую). Ы-Ь-Ъ-Б-В-З Т-Г-П-Н-И А-Д-Л-М и т.п.

9. Соотнесение буквы с предметом (ж-жук, г-гусь, п-перекладина).

Дети испытывают большие трудности в написании букв как, печатных так и рукописных и поэтому длительное время пишут элементы букв и сами буквы по обводке, по контуру, помимо этого пишут на доске мелом и на альбомных листах карандашом, и выполняют специальные упражнения, направленные на развитие графо-моторных навыков. Используют дополнительные приёмы: отчерчивают рабочую строку в тетради; отмечают начало строки точкой. В свободное от занятий время, дети играют с пластмассовыми трафаретами букв, обводят и раскрашивают буквы, используют корректурные пробы, по которым дети находят изучаемую букву и вычёркивают её. Чтобы дети соотносили печатные и письменные буквы, учатся видеть сходство и различие в этих буквах, путём добавления элементов палочек с закруглением палочек с петелькой внизу или вверху и т. д. Устранение нарушений чтения и письма проводятся в тесной связи с коррекцией нарушения устной речи, как системы, с коррекцией дефектов произношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя. Занятия проводятся с использованием игровых приёмов. Процесс коррекции нарушений речи в специальной коррекционной школе длительный, трудоёмкий требующий значительных сил, знаний, умений не только одного логопеда, но и всего педагогического коллектива. Поэтому совместная работа логопеда учителя и воспитателя четко определена. Налажена взаимопосещаемость занятий, осуществляется преемственность. Учитель и воспитатель проводят логопедические минутки по закреплению речевых навыков: в учебной работе, при подготовке домашних заданий, при проведении воспитательных мероприятий. Осуществление дифференцированного подхода, учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося, обеспечение педагогического руководства подбор речевых игр, игрушек, иллюстраций создает благоприятные условия для коррекции нарушений речи детей.

Заключение:

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Целью нашего исследования было выявление особенностей слухового восприятия и репродуцирования письменных текстов (изложений) слабослышащими школьниками, обучающимися в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях второго вида.

Было разработано содержание констатирующего эксперимента, которое включало две серии заданий. Первая серия была направлена на выявление особенностей восприятия и понимания лексических значений слов, значений грамматических форм слов, синтаксических конструкций. Во второй серии заданий изучались возможности письменного изложения текста.

Анализ результатов первой серии эксперимента позволил установить ряд особенностей восприятия лексического и грамматического материала детьми с недостатками слуха.

При обследовании понимания лексических значений слов большинство детей данной категории показало:

– резкое ограничение дифференциации значений слов, близких по звучанию («шубка» – «губка», «дерево» – «зарево», «купание» – «катание», «переплывать» – «переливать»);

– вербальные парафазии семантического характера («стирает» вместо «купает» – «Медведица стирает медвежонка»);

Похожие работы на данную тему