Дипломная по теме: Налоговый контроль как средство предупреждения налоговых преступлений

Название работы: Налоговый контроль как средство предупреждения налоговых преступлений

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Общая характеристика налогового контроля 6

1.1 Понятие, виды, методы налогового контроля 6

1.2 Формы осуществления налогового контроля 12

1.3 История развития института налогового контроля 22

Глава 2 Технология налогового контроля 28

2.1 Порядок осуществления налогового контроля 28

2.2 Учет налогоплательщиков 33

2.3 Налоговые проверки 39

2.4 Судебное рассмотрение споров между налогоплательщиками

и налоговыми органами 52

Глава 3 Налоговый контроль за расходами физических лиц 59

Глава 4 Осуществление налогового контроля за деятельностью

юридических лиц 65

Заключение 72

Список использованных источников 78

Выдержка:

Введение:

Современная отечественная налоговая система построена с использованием отдельных частей налоговых систем других стран, преимущественно с развитой рыночной экономикой. В отличие от Российской Федерации (далее РФ) население этих стран годами адаптировалось к своим налоговым системам. Какие-то налоги в этих странах прижились, какие-то были отменены, это установило равновесие в отношениях налогоплательщиков и государства.

Законодательство нашей страны в период перехода к рынку постепенно меня-лось, в том числе и налоговое. В результате этого появилось очень много противо-речивых и неясных положений, что в свою очередь повлекло совершение налого-вых правонарушений, специфика которых заключается в том, что со стороны госу-дарства налоги имеют принудительный характер, а со стороны налогоплательщи-ков, соответственно, это вызывает реакцию защитить свою собственность, доход. Причина их также в том, что налоговые правонарушения трудно обнаружить, а ви-новного привлечь к ответственности.

В настоящее время существует множество способов уклонения налогопла-тельщиков от уплаты налогов - явление, которое получило своё развитие одновре-менно с разрушением советской системы экономики и формированием современ-ной налоговой системы.

B настоящее время налоговый контроль является наиболее актуальной проблемой, что обосновывается рядом причин.

Уклонением (уходом) от уплаты налогов в общем смысле можно назвать те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют по-следнему избежать или в той или иной степени уменьшить его обязательные вы-платы в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других пла-тежей.

Таким образом, для предотвращения налоговых правонарушений необходима сила, которая бы уравновесила отношения налогоплательщиков и государства. Этой силой стал институт налогового контроля, а процесс становления норм на-логового законодательства, регулирующих данный институт, выявил его особую актуальность сегодня.

В ст. 57 Конституции РФ закреплен важный принцип, в соответствие с кото-рым «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [1, с. 15].

Плательщиками налогов в РФ являются юридические лица, физические лица, а также некоторые другие категории плательщиков. Одним из важных принципов действующего налогового законодательства является принцип однократности на-логообложения, в соответствие с которым один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогооб-ложения.

Введение в действие части первой Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) во многом изменило содержание контрольной работы налоговых органов.

Изменились взаимоотношения работников налоговых органов и налогопла-тельщиков. Уточняются их права и обязанности. Во многом изменён порядок учета налогоплательщиков. Осложняется учет поступивших налоговых платежей. Если раньше налог или сбор считался уплаченным после того, как реальные деньги при-ходили на счет, то теперь обязанность по уплате налога считается исполненной по-сле направления в банк платёжного поручения. Штрафные санкции можно взимать только через судебную процедуру, конечно, в том случае, если организация отка-зывается добровольно уплатить долг [3, с. 25].

Строго регламентируется порядок проведения налоговых проверок, учет на-логоплательщиков; новым является введение принципа презумпции невиновности налогоплательщика; введен налоговый контроль за расходами физических лиц.

В этой связи целью работы является более подробное изучение института на-логового контроля. А задачи работы - охарактеризовать понятийный аппарат, фор-мы, методы, порядок осуществления налогового контроля, сущность и порядок проведения налогового контроля за деятельностью юридических и физических лиц.

Глава 3:

Иностранные и международные организации и дипломатические представи-тельства, поставленные на учёт в налоговом органе, обязаны не позднее трёх дней со дня принятия решения об окончании деятельности сообщить об этом в налого-вый орган по месту постановки на учёт.

В целях снятия с учёта в налоговый орган представляются:

- заявление о снятии с учёта по форме 2006 ИМД;

- копия решения уполномоченного органа иностранной (международ-ной) организации о закрытии отделения или копия акта сдачи работ;

- декларация о доходах и расчёты по налогам, составленные на дату оконча-ния деятельности иностранной организации;

- письмо из банка о закрытии счетов иностранных и международных органи-заций и дипломатических представительств;

- свидетельство о постановке на учёт.

Снятие с учёта производится налоговым органом в течение четырнадцати дней после подачи заявления.

Присвоенный организации ИНН не подлежит изменению, за исключе-нием случаев изменения структуры ИНН.

В случае ликвидации иностранной (международной) организации или её отде-ления (представительства) в РФ, прекращения деятельности дипломатического представительства присвоенные им ИНН признаются недействительными [14, с. 45].

При рассмотрении вопроса о порядке проведения выездных налоговых прове-рок налогоплательщиков-организаций, в состав которых входят филиалы (предста-вительства) и иные обособленные подразделения можно выделить две формы:

1) проведение выездных налоговых проверок филиалов представительств на-логоплательщика-организации независимо от проведения проверок самой органи-зации.

Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала и представи-тельства налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа (его заместителем) по месту нахождения филиала или представительства. Проведение проверки филиала (представительства) независимо от проведения проверки головной организации должно осуществляться в строго установленном порядке в соответствии с требованиями главы 14 НК РФ.

По результатам такой проверки составляется акт в порядке, установленном ст. 100 НК РФ и инструкцией МНС России от 10.04.2000 г. №60. Если по результатам проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, за которые НК РФ установлена ответственность, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения выносит-ся руководителем налогового органа, проводившего проверку, в отношении голов-ной организации. Копия решения направляется головной организации и в налого-вый орган по месту постановки на учёт головной организации.

2) проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиками - органи-зации с одновременной проверкой филиалов (представительств) и иных обособ-ленных подразделений.

Планирование и организацию выездных налоговых проверок налогоплатель-щиков-организаций с одновременной проверкой филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту по-становки на учёт головной организации. Руководитель налогового органа (его за-меститель) по месту постановки на учёт головной организации принимает решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации с од-новременной проверкой входящих в её состав филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений. Количество экземпляров решения о проведении проверки должно соответствовать количеству филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений проверяемого налогоплательщика-организации. На следующий день после вручения налоговым органом, назначившим проверку, ре-шения о проведении выездной налоговой проверки руководителю проверяемой го-ловной организации соответствующие экземпляры решения направляются налого-вым органам по месту нахождения каждого филиала и иного обособленного под-разделения с указанием в сопроводительном письме срока представления материа-лов проверки. Решение о проведении выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя филиала и иного обособленного подразделения непосред-ственно после прибытия проверяющей группы на объект проверки.

По результатам проверки филиала и иного обособленного подразделения должностным лицом налогового органа, проводившего проверку, оформляется «раздел акта выездной налоговой проверки», который подписывается должност-ным лицом, проводившим проверку. По окончанию проверки налогоплательщика-организации и получения к установленному сроку материалов проверок её филиа-лов и обособленных подразделений от налоговых органов, проводящих проверки, руководителем проверяющей группы составляется справка о проведённой работе. Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке руко-водителем проверяющей группы должен быть составлен акт выездной налоговой проверки. После принятия решения по результатам рассмотрения материалов про-верки его копия направляется налоговым органом по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений [23, с. 8].

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены вопросы, связанные с осуществлением налогового контроля за деятельностью отдельных юридических лиц, например, крупнейших налогоплательщиков российских организаций, ино-странных организаций и т.д.; были выявлены особенности налогового контроля указанных организаций.

Заключение:

Налоговый контроль можно определить как установленную законодательст-вом совокупность осуществляемых налоговыми органами приёмов и способов проверки, обеспечивающих полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также выполнение иных обязанностей налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Основная цель налогового контроля - это выявление и пресечение нарушений, совершённых налогоплательщиками.

Для этого используются различные формы налогового контроля, а именно: учет налогоплательщиков, налоговые проверки, объяснения налогоплательщиков, осмотр помещений и территорий, экспертиза, инвентаризация и т.д.

Основа налогового контроля - это учёт налогоплательщиков. Порядок учёта налогоплательщиков даёт возможность налоговым органам более полно представ-лять налоговую базу и повышать собираемость налогов и сборов.

Выделяют следующие основания для постановки на налоговый учёт: если ор-ганизации обязаны встать на учёт в налоговом органе по собственному месту на-хождения обособленного подразделения, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложе-нию, то физические лица подлежат постановке на учёт по месту нахождения не-движимости и транспортных средств. Согласно НК РФ каждому налогоплатель-щику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всём простран-стве Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика, кото-рый должен указываться во всех направляемых налогоплательщику сообщениях, а также в подаваемых им в налоговые органы декларациях, отчётах, заявлениях, дру-гих документах.

Сравнительно недавно, в качестве новой задачи НК РФ ввёл налоговый кон-троль за расходами физических лиц с целью установления соответствия их расхо-дов доходам и выявления совершаемых данной категорией лиц нарушений.

Результативность налогового контроля существенно зависит от мето-дики проверок, знания налоговыми инспекторами способов сокрытия доходов и иных объектов от налогообложения, а также организации работы налоговых орга-нов.

Основной наиболее эффективной формой налогового контроля является нало-говая проверка - важнейший инструмент налогового контроля, позволяющий наи-более полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него зако-нодательством о налогах и сборах.

Технология сбора налогов, организация налоговой работы неразрывно связа-ны с налоговым законодательством. Именно законодательством определён пере-чень основных действий, которые должны выполнять налоговые органы и налого-плательщики для уплаты налогов и осуществления контроля за этим процессом. Эффективность налогового контроля зависит от совершенства и стабильности за-конодательства, на основе которого ведётся работа налоговых органов при осуще-ствлении налогового контроля. Налоговый контроль это основное средство преду-преждения налоговых правонарушений.

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогооб-ложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования пред-полагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразова-ний и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые использу-ются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским го-сударством система налогового контроля, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих нало-говые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.

Похожие работы на данную тему