Введение:
Одним из основных условий повышения эффективности финансовых рынков является развитие конкурентных отношений во всех его секторах. Необходимость этого связана как с растущей потребностью в различных финансовых инструментах на внутреннем рынке, так и с интеграцией российского рынка в мировую финансовую систему. Этим и вызвана актуальность темы выбранной дипломной работы. Ключевое значение при этом имеет обеспечение равных условий конкуренции всем участникам рынка.
Задача выравнивания условий конкуренции на финансовом рынке определяет практическую работу по контролю за неукоснительным исполнением требований антимонопольного законодательства, а также законотворческую деятельность по совершенствованию норм, определяющих условия деятельности банков, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных финансовых посредников. Эта задача должна решаться совместными усилиями Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике (МАП России), других органов исполнительной власти и Банка России. Активную роль в процессе выравнивания условий конкуренции должны играть также саморегулируемые организации, объединяющие профессиональных участников финансовых рынков [15].
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой потребность в регулировании из-за институциональной и структурной слабости может ощущаться острее, усугубляя проблемы банковской системы и осложняя их решение. Недавно возникшая тенденция к ослаблению государственного финансового контроля (дерегулированию) и либерализации положила начало новой эре в развитии банковского сектора в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в связи с внедрением передовых информационных технологий и роста конкуренции со стороны зарубежных стран. Несмотря на сохранение роли внешнего регулирования, все большую значимость приобретает использование механизмов внутреннего управления оборотом средств на основе оценки рисков (риск-менеджмент), поскольку сложность современной банковской системы нередко создает препятствия на пути эффективного банковского регулирования и надзора. В этом смысле расширение конкуренции может быть особенно важным фактором, обеспечивающим поддержку рыночных основ и укрепление системы внутреннего управления банковской отраслью [22].
Целью дипломной работы является анализ состояния конкуренции на финансовых рынках России, определение путей для повышения конкурентоспособности российских банков на мировых финансовых рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие банковской конкуренции, ее формы и виды; проанализировать этапы возникновения банковской конкуренции, так как это необходимо для точного понимания функций конкуренции в настоящее время.
Глава 3:
Вместе с тем, МАП России рассмотрел заявление Ассоциации российских банков о нарушении ФКЦБ России законодательства Российской Федерации о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, приняв постановление от 12.02.2003 № 03-11/пс «О внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг», ФКЦБ России ограничила доступ кредитных организаций на рынок финансовых услуг. Фактически ФКЦБ России запретила кредитным организациям оказывать услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг эмитентам, банковское обслуживание которых они осуществляют. В случае необходимости оказания эмитенту услуг финансового консультанта кредитная организация должна приостановить его банковское обслуживание. Кредитная организация в данном случае ограничивается в возможности осуществления банковских операций и сделок, т.е. ФКЦБ России ограничивает своим ведомственным актом доступ кредитных организаций на рынок финансовых услуг, ограничивая тем самым конкуренцию на рынке финансовых услуг. По итогам изучения было возбуждено дело, установлено нарушение статьи 12 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещается ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг. ФКЦБ России было предложено устранить нарушения антимонопольного законодательства путем внесения необходимых изменений в свою нормативную правовую базу.
В рамках реализации пенсионной реформы в Российской Федерации МАП России предлагает рассмотреть вопрос о предоставлении кредитным организациям возможности участия на конкурсной основе в инвестировании средств пенсионных накоплений граждан наряду с управляющими компаниями. Это способствовало бы развитию конкуренции на рынке финансовых услуг и обеспечению равного доступа финансовых посредников к инвестированию средств пенсионных накоплений, а также реализации прав граждан на накопительную часть трудовой пенсии. В Минэкономразвития России и Правительство Российской Федерации внесены предложения о привлечение к реализации пенсионной реформы высококапитализированных, устойчивых коммерческих банков с разветвленной филиальной сетью, способных создать надежную систему обслуживания инвестиций. В целях создания правовых условий для практической реализации этого предложения Министерство рекомендовало разработку комплекса взаимосвязанных изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, в частности в Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [2].
Данное предложение можно рассматривать и в аспекте универсализации деятельности финансовых институтов на рынке финансовых услуг. Так, например, новое финансовое законодательство США предполагает реализацию принципа под названием «улица с двухсторонним движением». Согласно нему, банкам предоставляется возможность осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, cС другой стороны, инвестиционным компаниям предоставляется право заниматься отдельными банковскими операциями.
Заключение:
Анализ проблем развития конкуренции на рынке банковских услуг показывает необходимость дальнейшей работы по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы. Большое значение с точки зрения повышения конкурентоспособности кредитных организаций, их международных рейтингов, возможностей привлечения инвестиций в банковский сектор имеет проблема прозрачности структуры собственности банков, достоверная информация о реальных владельцах.
Для развития конкурсных подходов на рынке страховых услуг позитивное влияние оказало Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2002 № 737 «О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета». По мнению Департамента, целесообразно рассмотреть предложение о разработке аналогичного постановления Правительства России по отбору кредитных организаций. Это будет способствовать развитию конкуренции на региональных рынках банковских услуг, предотвращению злоупотреблений своим доминирующим положением отдельными кредитными организациями, прежде всего банками с государственным участием и участием средств администраций субъектов российской Федерации и муниципальных образований, а также недопущению использования административных ресурсов.
Кроме того, Департаменту необходимо:
- разработать методические рекомендации по применению территориальными управлениями МАП России положений статей 13,14 Закона, касающихся конкурсного отбора финансовых организаций при привлечении к осуществлению операций со средствами бюджета;
- ускорить работу над снятием разногласий Банка России по проекту Правил рассмотрения дел о нарушении кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке банковских услуг, проекту соглашения об информационном взаимодействии МАП России и Банка России.
С учетом проведенного анализа структуры рынка банковских услуг и тенденций развития банковского сектора выявляются следующие приоритетные направления деятельности МАП России по развитию конкуренции на рынке банковских услуг:
- содействие формированию и развитию конкурентной среды на региональных рынках банковских услуг;
- исключение возможности получения отдельными участниками рынка банковских услуг необоснованно благоприятных условий деятельности на основании решений и действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;