Введение:
На протяжении сотен лет Москва выполняет роль центра русской национальной культуры. Здесь сосредоточены ценнейшие памятники истории и архитектуры мирового значения: Кремль, Новодевичий монастырь, церковь Покрова в Филях, Московский государственный университет, Триумфальная арка, Мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе. Воссозданы Храм Христа Спасителя на Кропоткинской набережной, который стал кафедральным собором города, Воскресенские ворота Кремля с часовней Иверской Божьей матери и Храм Иконы Казанской Божьей матери на Красной площади. Реставрируется и восстанавливается огромное количество исторических памятников. Процесс сохранения исторического наследия, инициаторами и активными участниками которого являются московские органы власти, продолжается. Многое делается и для того, чтобы москвичам и гостям города было приятно и удобно на улицах столицы – организуются пешеходные зоны, открываются новые гостиницы, кафе и рестораны. В Москве регулярно проводятся крупные фестивали, олимпиады, спортивные соревнования и различные международные конкурсы. Москва знаменита своими музеями и выставочными залами - Третьяковской галерей, Пушкинским музеем, Манежем. Тому, кто побывал в Москве, обязательно захочется вернуться в наш родной город. Ведь Москва считается одним из самых красивых городов мира.
В 2004 году Москву посетило 2 млн. 919 тыс. иностранных туристов - и это только через аэропорты, без учета приехавших поездом, пароходом и автомобилем. Для сравнения - в 1999 г. их было 1 млн. 485 тысяч. Больше всего едут из Германии – 248629, затем следуют США – 172639, Франция – 113312, Италия – 106207, Великобритания – 101049, Турция – 90853, Китай – 69843, Япония – 48320, Израиль – 45985, Южная Корея – 41072.
Прогноз на 2007 год – 5 млн. туристов. Эти цифры прозвучали в сообщении Г.В. Антюфеева (председателя Комитета по туризму г. Москвы) 2 марта 2005 г. на пресс-конференции, посвященной перспективам развития индустрии туризма в столице. Успехи эти во многом обусловлены пиар-активностью, формирующей положительный имидж Москвы за рубежом (необходимая рекламная продукция печатается миллионными тиражами). До 950$ тратит в Москве один турист за поездку. До 7% годового бюджета (то есть около 1 миллиарда долларов) Москвы формируется за счет туризма.
Примечательно, что на общем фоне увеличения иностранного туристского потока в Москву (17,3%), въезд иностранных гостей в Российскую Федерацию снизился на 19,2% по сравнению с 2003 годом.
Разумеется, данные успехи туризма в Москве нельзя рассматривать в отрыве от жизни москвичей, для многих из которых (пенсионеров, бюджетников) сейчас стало проблемой просто доехать до своего садового участка – подышать воздухом. Еще 15 лет назад для десятков тысяч москвичей, ближний туризм в Подмосковье был незаменимым средством для поддержания здоровья, его организация осуществлялась через клубы туристов и финансово была по силам людям с самым малым достатком. “Будут ли восстанавливаться, и поддерживаться такие клубы?” - задал вопрос один из журналистов. С нескрываемой иронией (так как вопрос этот, по словам выступавшего, задается каждый год) Антюфеев Г.В. ответил, что клубы туристов, как и пионерлагеря, относятся к советскому прошлому, и не будут переноситься в настоящее. В качестве главного аргумента был приведен пример, что ни в Лондоне, ни в Берлине, ни в Мадриде таких клубов нет. Получается, что ориентация на Запад выхолащивает из нашей жизни даже то немногое, что нас в хорошем смысле от него отличало? Парадокс, но расцвет индустрии туризма в Москве идет параллельно с вымиранием того народного туризма, который помогал выживать десяткам тысяч людей со слабым здоровьем и хроническими заболеваниями.
Глава 3:
На мой взгляд, требуется проведение маркетинговых исследований спроса и предложения на туристских рынках в Москве, России и за рубежом. Создание аналитического центра при Комитете по туризму, дающего краткосрочные прогнозы развития въездного туризма, определяющего перспективы увеличения потоков, планирующего мероприятия по стимулированию въезда.
Необходим так же ряд мероприятий:
Совершенствование статистической отчетности по всем видам туризма (туристские прибытия, сроки пребывания, поступления, изменения в мощности различных предприятий, уровень загрузки). Формирование и ведение городского реестра туроператоров и турагентов. Разработка обоснованных отраслевых экономических нормативов, итоговых показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий туротрасли. Выделить индустрию гостеприимства в отдельный объект статистического учета и анализа. Создание системы учета реальных доходов и расходов в туристическом бизнесе, размеров отчислений от прибыли в бюджет города.
Сбор информации для обоснования решений Правительства Москвы и независимых участников рынка об инвестициях в туристскую отрасль. Основная цель заключается в определении, какие участки рынка являются наиболее доходными и перспективными, где можно было бы сократить издержки. Анализ проблем, тормозящих развитие туротрасли в целом.
Создание системы учета реальных доходов и расходов в туристическом бизнесе. Туристский рынок должен стать «прозрачным». Важно разработать систему, позволяющую учитывать каждый доллар, который зарабатывается в сфере туризма. Это знание следует принимать в расчет при анализе ситуации на рынке и принятии решений об инвестициях. Определение стоимости туристских ресурсов и размеров отчислений от прибыли в бюджет города в зависимости от степени их использования.
Источниками финансирования предлагаемых в данной работе проектов могут служить следующие ресурсы:
- федеральный бюджет в рамках финансирования Федеральных целевых программ «Развитие туризма в РФ», «Золотое Кольцо России» и др.
- средства городского бюджета, выделяемые на развитие туризма;
- средства дорожного фонда города;
- средства городского фонда занятости населения;
- средства отечественных инвесторов и акционеров;
- средства отечественных банков;
- средства, привлекаемые от туристских фирм;
- средства получаемых грантов от международных организаций;
- средства Ассоциаций туристских предприятий;
- средства от гостиничного сбора и пр.
- средства от лицензирования международной туристской деятельности и оплаты работ по сертификации услуг.
В рамках городской туристской администрации образуется может быть образован бюджетный фонд развития туризма за счет:
- арендной платы всех юридических и физических лиц;
- доходов от государственной собственности в сфере туризма;
- налогов от деятельности предприятий, обслуживающих туристов;
- специального туристского сбора с каждой ночевки независимо от целей посещения с дифференциацией по сезонам;
- доходов от выдачи лицензий на открытие предприятий и получение права на профессиональную деятельность на территории города;
- штрафов за нарушение экологической обстановки;
- добровольных пожертвований;
- специальных сборов.
За счет этого фонда обеспечивается:
- развитие туристской суперструктуры и инфраструктуры;
- участие в городских и областных проектах развития;
- инспекция хозяйственной деятельности в туристской сфере города;
- поддержание в хорошем состоянии зеленых зон и парков;
- реновация объектов культурного и природного наследия;
- содержание в чистоте коммуникаций и оборудования;
- создание условий для работы милиции, обеспечивающей безопасность туристов, пожарной службы, скорой помощи и т.п.
В качестве одной из возможных форм финансирования данной программы, а также способа аккумулирования средств на реализацию других городских программ, может стать создание специализированного туристского банка.
Реализация данных мероприятий потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Реализация основных проектов программы приведет к созданию дополнительных рабочих мест. Число рабочих мест, занятых в туристской индустрии, в результате реализации программы развития туризма до 2010 года возрастет в 7 раз, в том числе создание новых рабочих мест в гостиничных предприятиях города в 2010 г. - 46,8 тыс. мест.
Заключение:
Продвижение Москвы в качестве одного из международных туристических центров – сложная задача, но вполне выполнимая.
Одними из основных приложений усилий в этой области могут служить:
Привлечение внимания и информирование представителей иностранных компаний, работающих в сфере туризма, СМИ и широкой общественности о развитии индустрии туризма в Москве, о новых продуктах, предлагаемых московскими туроператорами.
Повышение количества обращений представителей иностранных компаний на объединенный стенд Москвы на международных туристических выставках с различными запросами и предложениями о сотрудничестве.
Формирование положительного образа Комитета по туризму города Москвы как инициатора ряда успешных проектов в рамках развития туристической инфраструктуры в Москве с использованием последних технологий в области туризма.
Инициирование ряда публикаций в иностранных СМИ, посвященных деятельности Комитета по туризму города Москвы по развитию туризма в Москву.
По статистике достаточно большое количество среди иностранцев составляют туристы из Китая и Польши. Основной страной-донором для российского внутреннего туризма является Германия. Также здесь следует отметить такие страны как США и Японию. Как известно, Япония вообще является туристическим донором в мировом масштабе. Одним из эффективных методов привлечения в страну туристов является технология организации «событий», когда турист приезжает в новую для себя страну, привлеченный каким-то зрелищным шоу или мероприятием, после чего он возвращается сюда уже в качестве обыкновенного туриста, пытаясь узнать больше о самой стране. К 2010 году комитет по туризму Москвы намерен создать крупную эффективную индустрию, которая позволила бы привлекать российские и иностранные инвестиции. Предполагается, что к этому времени будут созданы специальные туристические зоны в городе и области, в том числе появятся обновленные старые и новые гостиницы среднего класса. Таким образом, планируется увеличить въездной поток до 5 миллионов человек, а саму туристическую отрасль сделать одной из ключевых в экономике города.
Сегодня практически ни один город России не может конкурировать с Москвой по своей известности в мире, и 70 процентов иностранцев, приезжающих в нашу страну, обязательно посещают столицу. Москва, безусловно, обладает всеми возможностями для того, чтобы стать центром мирового культурного и познавательного туризма, однако уровень развития ее туристской инфраструктуры пока оставляет желать лучшего. Классическая схема предоставления услуг «транспорт - приют - развлечения» в белокаменной зачастую, увы, не работает. Практически все гости столицы отмечают нехватку гостиниц категории «три звезды», отвратительные условия в общественном транспорте, отсутствие удовлетворительного медицинского обслуживания по страховым полисам в случае заболевания в период турпоездки в Москву, а также неблагополучную криминальную ситуацию. Последнему обстоятельству разработчики программы уделили особое внимание и предусмотрели создание специализированной гостинично-туристской полиции, в рядах которой будут служить сотрудники ГУВД, МВД, ФСБ и частных охранных структур.