Введение:
Серьезной проблемой, тормозящей процессы реформирования жилищно-коммунальной сферы, является несовершенство тарифной политики. К основным ее недостаткам следует отнести затратную методологию формирования тарифа и отсутствие формализации целей тарифного регулирования. Это подтверждается существенным разбросом тарифов ЖКХ по субъектам Российской Федерации.
Имеет место разброс цен на жилищно-коммунальные услуги как в целом по стране, так и внутри отдельных районов. Это свидетельствует о несовершенстве ценовых механизмов и методов административного регулирования жилищной сферы.
Действующая в настоящее время модель формирования себестоимости и ценообразования на ЖКУ основывается на монопольных принципах, когда выполнение всего технологического цикла работ производится одной организацией. Существующая система регулирования ценообразования, основанная на ограничении рентабельности предприятий, не заинтересовывает последних в снижении затрат, не создает стимулов к повышению эффективности их деятельности. Снижение затрат приводит к снижению цены на единицу услуги и абсолютной величины прибыли, в то время, как рост затрат компенсируется ростом цены. По этой причине и из-за отсутствия связи с факторами, выражающими потребительские интересы (организаций, населения и бюджета), цены на услуги зависят от издержек, то есть становятся затратными.
На сегодняшний день условия для свободного ценообразования в жилищно-коммунальной сфере отсутствуют, а стоимость услуг определяется по формуле: «издержки плюс прибыль».
Существующий метод расчета тарифов имеет следующие недостатки:
• политизированность процесса определения тарифов;
• занижение экономически обоснованных тарифов на содержание и обслуживание жилья;
• утверждение тарифа вне зависимости от сэкономленных средств;
• лоббирование интересов коммунальных предприятий;
• отсутствие платы за найм и другие.
При расчете тарифов на коммунальные услуги на отечественных предприятиях применяется стандартный механизм ценообразования по полным затратам. Учитываются все издержки, которые несет организация – энергоресурсы, фонд оплаты труда, материалы, амортизация, налоги, накладные расходы. Затем в цену закладывается рентабельность (20-25 %), и таким образом получается «экономически обоснованный» тариф на услуги организации. Такие расчеты производятся довольно часто, чтобы продемонстрировать регулирующим органам возросшие затраты и тем самым обосновать необходимость повышения тарифа. Фактическая рентабельность получается выше расчетной – сразу же после утверждения нового тарифа, включающего плановую рентабельность, издержки начинают расти. Это обусловлено общей ориентацией субъектов хозяйственного сектора на сокрытие доходов. Далее эти расчеты предоставляются на рассмотрение в органы, призванные регулировать деятельность коммунальных организаций. К ним относятся региональные энергетические комиссии, а также региональные и местные власти. После определенного периода согласования принимается решение об утверждении тарифа. Естественно, чем больше затрат будет заложено в цену, тем большую прибыль получит коммунальная организация.
Глава 3:
Расчет тарифа по водоотведению на 2002 год по группам
потребителей.
1. Пропущено сточных вод всего: в т.ч; - 46000 ( тыс.м.куб.)
населению - 37550
бюджетным и муниципальным организациям 4900
прочим потребителям - 3600
2. Полная себестоимость услуг - 71380 тыс. руб
3. Себестоимость 1 куб.м. - 1,55 руб.
4. Прибыль –всего 10% - 7138 тыс.руб.
5. Доходы – всего: - 78518 тыс.руб.
6. Средний тариф на 1 куб.м. - 1,71 руб.
7. Тарифы по группам потребителей за единицу услуги:
- население:
1,55 руб. х 37550 тыс.куб.м.= 58203 тыс.руб.
- бюджетные и муниципальные организации:
4900 тыс. куб.м. х 1,55 руб. х 1,05 = 7975 тыс. руб. : 4900 тыс.м.куб.= 1,63 руб.
( рентабельность 5%).
- прочие потребители:
(71518тыс. руб. – 58203 тыс. руб - 7975 тыс. руб.) : 3600 тыс. куб.м. =
3,43 руб.
Уровень рентабельности ( прибыль) равен 10%, полной себестоимости услуг согласно методическим указаниям, т.е. 7138 тыс.руб.
Доходы равны полная себестоимость плюс прибыль,
Д = С + П , т.е
Д= 71380 тыс.руб. + 7138 тыс.руб. = 78518 тыс.руб.
Средний тариф за 1 куб.м. получим делением доходов на общий
объем пропущенных стоков, т.е.
78518 тыс.руб. : 46050 тыс.куб.м. = 1,71 руб.
Тариф на услуги по водоотведению для населения равен 1,55 руб
При этом платежи граждан устанавливаются в размере 60% от
тарифа и равны 0,93 руб. за 1 куб. м. ( без НДС).
Для бюджетных и муниципальных организаций расчетный тариф
составил 1,63 руб.
Для прочих потребителей – 3,43 руб.
В работе произведен расчет тарифа для всех групп потребителей по состоянию на 1.01.2003 г. Расчет производился в соответствии с рекомендованной методикой, утвержденной Приказом № 302 от 28.12.2000 Государственного Комитета по строительству и ЖКХ «Об утверждении методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков».
Полученные тарифы соответствуют действующим в 2003 году тарифам на услуги предприятия, что подтверждает правильность расчетов, произведенных в работе.
Заключение:
В дипломной работе рассмотрены принципы формирования тарифов на услуги предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Мурманска МУП «Водоканал», предоставляющего услуги по водоснабжению и водоотведению сточной жидкости.
Первая глава работы посвящена состоянию жилищно-коммунального хозяйства в России в период рыночных преобразований; дается обзор основных законодательных актов, которые регулируют систему формирования тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения. Там же приводятся основные принципы формирования тарифов на указанный вид жилищно-коммунальных услуг.
Вторая глава посвящена анализу финансового состояния предприятия.
Для дипломной работы использованы данные бухгалтерского учета за 2001-2002 г, предоставленные государственным унитарным предприятием «Водоканал».
В аналитической части работы проведен анализ финансового состояния предприятия. В результате которого можно сделать выводы. По итогам работы за 2002 год получены финансовые результаты
• по произведенной продукции - прибыль в сумме 540 тыс.руб.;
• по оплаченной потребителями продукции - убыток в сумме 11992тыс.руб.
Дебиторская задолженность по балансу (с учетом НДС) по состоянию на 01.01.2002 г. составляет- 138.879тыс.руб., из них по покупателям и заказчикам –132.382 тыс. руб. и по прочим дебиторам - 6.497 тыс.руб.
В целом дебиторская задолженность по сравнению с 2002г. увеличилась на 13.019 тыс. руб., увеличение связано с понижением поступления средств от предприятий, финансируемых из бюджета г.Мурманска и федерального бюджета, и самым большим должником среди них остался завод ММЗ «Севморпуть» - 40056тыс.руб., управление УЖКХ –10298тыс.руб., население – 33678тыс.руб.
Кредиторская задолженность на конец года составляет 96.758 тыс. руб.
Анализ кредиторской задолженности показал, что предприятие приняло все меры по сокращению кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней и сократило ее на 2354 тыс.руб., достигнуто значительное снижение кредиторской задолженности перед внебюджетными фондами – на сумму 17.383 тыс.руб., тогда как дебиторская задолженность за услуги бюджетных потребителей возросла на 8025 тыс.руб. В результате образовалась огромная задолженность по заработной плате перед персоналом 19788 тыс.руб., и возросла задолженность перед прочими кредиторами на 3345 тыс.руб.
Оплата текущих налоговых платежей и взносов за 2002 год производилась в полном объеме и в срок.
Для оценки финансово-экономического состояния предприятия проведен анализ показателей:
• коэффициент текущей ликвидности в 2002г. равен 1,3, т.е. больше 1 и показывает, что текущие активы покрывают текущие пассивы.
• коэффициент абсолютной за 2001г. составил 0,045, в 2002г. он стал 0,026. Снижение этого показателя свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов и он еще недостаточен для устойчивого состояния предприятия.
Определены показатели финансовой устойчивости и деловой активности:
• коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэффициент финансовой зависимости) характеризует зависимость предприятия от внешних источников финансирования и показывает, что на 1 руб. собственных предприятие привлекло 0,41руб. заемных средств.