Введение:
История предпринимательства начинается со средних веков. В России оно зародилось ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Уже в то время, купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль, действия предпринимателей набирают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своей фабрике, на своём заводе. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I ( 1689 – 1725 ). По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Ярким представителем династии промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский купец.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права. Серьёзным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжёлая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В 90 – е годы 19 века в России окончательно складывается индивидуальная база предпринимательства. В начале 20 – го века предпринимательство становится массовым явлением, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остаётся значительным.
В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки; коммерческий, земельный и др. К началу 20 века в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 1/3 приходилось на единоличные формы. Особенно доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны ''Продамет'', '' Продвагон '', '' Продуголь '', товарищества Российской-американской мануфактуры братьев Нобиль и др.
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики – НЭПа (1921 – 1926). Однако с конца 20-х годов началось его возрождение в России. В октябре 1990 года был принят Закон '' О предприятиях и предпринимательской деятельности''. С этого времени, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм деятельности предприятий.
В настоящее время в России насчитывается около 10 000 акционерных предприятий, свыше 2 000 акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры. Дальнейшее развитие рыночных отношений в России предполагает создание благоприятных социально-экономических условий для предпринимательства.
Глава 3:
Ускорение погашения дебиторской задолженности. На улучшение финансового состояния предприятия существенное влияние оказывает ускорение погашения дебиторской задолженности. Одной из причин несвоевременного погашения дебиторской задолженности является задержка банком, обслуживающим предприятие, зачисления средств на его расчетный счет. Чтобы избежать этого ООО «Невьянский городской молочный завод» » необходимо правильно оформить экономические отношения с банком.
Серьезный материальный ущерб предприятию наносится банком при задержке зачисления денег на его расчетный счет. В таких случаях предлагается учесть в договоре с банком следующее:
• зачисление средств предприятия на расчетный счет должно происходить в течение операционного дня на дату поступления платежных документов, но не позднее 24 часов;
• в случае задержки зачисления средств на расчетный счет предприятия по действующему законодательству банк обязан уплатить пени в размере 0,5% за каждый день задержки;
• для своевременного определения фактического поступления платежных документов и зачисления денег на расчетный счет необходимо установить порядок, при котором каждое крупное перечисление средств подтверждается плательщиком по факсу, телетайпу или телеграфу с указанием даты, суммы перечисления и номера платежного документа.
Необходимо установить ответственность банка за задержку платежей в связи с неправильной адресацией платежных документов, оплачивая каждый день просрочки платежа в размере 0,5% от суммы поступления.
Банк должен принимать и выдавать денежные средства по первому требованию клиента в пределах средств, имеющихся на расчетном счете, и в пределах сумм, предусмотренных заявкой предприятия по кассовому плану.
Таким образом, правильно составленный договор с банком позволит предприятию воздействовать на сокращение дебиторской задолженности.
Для улучшения погашения дебиторской задолженности со стороны покупателей необходимо при составлении договора реализации продукции предусмотреть штрафы в размере 0,5% от суммы недоплаты за каждый день просрочки при оплате поставленной продукции. Наиболее рациональный путь в данном случае – заключение договора-инкассо с банком на акцептную форму расчетов с предприятиями-покупателями по обязательным поставкам, а также заключение с банком договора-инкассо на автоматическое начисление штрафа в размере 0,5% за каждый день просрочки при несвоевременной оплате продукции с выставлением платежного требования в адрес банка, обслуживающего покупателя.
Заключение:
В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновение порой непредсказуемых ситуаций, предпринимательская деятельность невозможна без рисков. Принятие правильного решения – залог успеха деятельности предприятия, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат. Таким образом, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или полечит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. Риск – это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов. Существует несколько видов потерь от риска предпринимательской деятельности:
• материальные потери – это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении;
• трудовые потери – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами;
• финансовые потери возникают в результате прямого денежного ущерба;
• потери времени – возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идут медленнее предусмотренного проектом;
• специальные виды потерь – это потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей.
В настоящее время можно выделить две формы предпринимательства в первую очередь коммерческие организации, основанные на старых хозяйственных связях. В ситуации неопределенности предприниматели стараются избегать риска, пытаясь приспосабливаться в изменяющихся условиях хозяйствования. Вторая форма – это вновь созданные предпринимательские структуры, характеризующиеся развитыми горизонтальными связями и широкой специализации. Такие предприниматели готовы рисковать в рисковой ситуации и маневрируют ресурсами, способны очень быстро находить новых партнеров. Под предпринимательским риском понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализации, коммерции, а так же осуществлением научно-технических проектов.