Введение:
Изучение основных организационно-экономических вопросов деятельно-сти отделения Пенсионного фонда по Удмуртской Республике является про-блемой данного исследования, которая и определяет актуальность темы ди-пломной работы.
Теоретической и методологической основой работы явились современные теоретические разработки отечественных и иностранных ученых по вопросам развития пенсионного обеспечения (Ветрова Н.М., Гришин В.В., Когаловская Э.Т., Кричагин В.И., Миронов А.А., Решетников А.В., Семенов В.И., Таранов A.M., Чейда А.А., Шейман И.М., Delmo L.K., Enthoven A., Glaser W., Robinson M.).
По данным социологических опросов, сегодня более 68 процентов россиян считает необходимым реформирование пенсионной системы. Главные причины недовольства ею - низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много за-рабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию, а также обычные претензии к работе низовых органов пенсион-ного обеспечения. Граждане хотят, чтобы в стране появилась новая пенсионная система без этих недостатков. Однако для того, чтобы такая система появилась и обеспечивала бы рост пенсий, она должна позволить разрешить несколько за-дач.
Первая из них - задача повышения доходов Пенсионного фонда, из которо-го производятся и будут в дальнейшем производиться пенсионные выплаты. Сегодня источником этих доходов является Единый социальный налог (его платят работодатели) в размере 28% от фондов оплаты труда. Но поскольку ле-гальная часть доходов населения составляет пока только 35,8% от общей их ве-личины, это означает, что в доходы пенсионной системы поступает не 28, а чуть больше 11% от общих доходов населения. Из этих средств и платятся пен-сии тем, кто после достижения установленного законам возраста уже перестал работать. И после этого удивляются, что пенсии такие маленькие.
Поэтому первая задача пенсионной реформы - вывести скрытые части зар-плат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пен-сий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И это дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказываемого получения дохо-дов.
Конечно же, понятно, что без серьезных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить зарплату из тени - из кон-вертов, страховых схем и т.п. Поэтому вторая задача пенсионной реформы - создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого нужно отказаться от нынешней системы учета пен-сионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенси-онной системы. Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать каж-дый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом, после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятель-ности.
Глава 3:
Таким образом, дополнительные доходы Фонда (по варианту 1а) ежегодно могут составлять порядка 0,45-0,5% ВВП.
В качестве источников экономии расходов предлагается осуществить:
- фиксацию надбавок и повышений пенсии на уровне 2002 года, что в ва-рианте 1а даст экономию расходов в первый год 0,03% ВВП (2003 год), а в 2010 году – 0,13%.;
- уменьшение на 50% пенсии работающим пенсионерам: по оценкам эко-номия по этой статье может составить до 0,5% ВВП ежегодно;
- перенос расходов по нестраховым периодам на федеральный бюджет. В настоящее время нестраховые периоды в среднем стаже (по двум законам) со-ставляют 2,1 года. Таким образом, экономия средств от предложенной меры может составить 0,3 – 0,4% ВВП.
- перевод финансирования выплаты пенсий по Спискам № 1 и 2, а также в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях получателям в возрасте моложе 55(ж) –60(м) в профессиональные и региональ-ные пенсионные системы принесет около 0,26% ВВП экономии.
Таким образом, суммарная экономия средств составит около 1,06% ВВП в 2002 году, 1,15% ВВП в 2005 году, 1,33% – в 2010 году.
При этом две последние из вышеперечисленных мер окажут непосредст-венное влияние на уменьшение тарифа страховых взносов.
Уменьшение тарифа составит ежегодно от 1,89% до 1,92%.
В результате реализации предложенных мер в течение всего прогнозного периода будет наблюдаться устойчивый профицит бюджета Фонда как при на-правлении всех страховых взносов в распределительную систему (в 2002 году 1,08% ВВП, в 2010 году – 1,26%), так и при отчислении части взносов в нако-пительную систему (0,63% ВВП в 2002 году, 0,73% ВВП в 2010 году).
Таким образом, в варианте 1а меры по экономии расходов и привлечению дополнительных доходов позволят Фонду не только полностью ликвидировать дефицит бюджета, но и одновременно со снижением тарифа почти на 2%, на-правлять часть средств на индивидуальное накопление и сформировать значи-тельные резервный фонд, который будет ежегодно увеличиваться с тем, чтобы в последующие десятилетия использоваться на финансирование выплаты пен-сий, когда поступления в распределительную систему уменьшатся в связи с ростом накопительной составляющей.
Вариант 1б предусматривает индексацию размера пенсии в соответствии с темпами инфляции. Таким образом, при прогнозируемых опережающих темпах роста зарплаты по сравнению с темпами инфляции коэффициент замещения дохода, обеспечиваемый пенсией, будет постепенно уменьшаться (с 36,5% зар-платы в 2002 году до 17,7% в 2010 году), тогда как соотношение среднего раз-мера пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера останется по-стоянным и составит 91,5% в течение всего прогнозного периода.
В этой связи удельный вес расходов ПФР с объеме ВВП снизится с 5,0% в 2002 году до 2,8% в 2010 году, тогда как доходы при сохранении существую-щего тарифа возрастут с 4,95% ВВП до 5,55%.
При подобном ходе развития без введения накопительных элементов и да-же без мер корректировки доходной и расходной частей, дефицита бюджета Фонда не будет наблюдаться до конца горизонта прогноза (за исключением 2002 году – дефицит составит 0,08% ВВП), более того профицит будет возрас-тать и достигнет к 2010 году 2,75% ВВП.
При ведении отчислений на накопление с заработной платы, превышаю-щей необходимую для установления максимальной пенсии, дефицит бюджета возникнет только в 2002 – 2003 гг., но впоследствии сменится профицитом из-за постепенного уменьшения коэффициента замещения. К концу периода про-фицит составит 2% ВВП.
Заключение:
Нынешняя пенсионная модель по природе своей является моделью пере-распределительной. Как известно, в ней высокие зарплаты в интересах работ-ника учитываются не полностью - часть ее, превышающая 2001 руб. не прини-мается в расчет при назначении пенсий, хотя взносы с нее уплачиваются. По-этому нынешняя пенсионная система больше устраивает тех, кто получал ма-ленькие зарплаты: при выходе на пенсию с зарплаты в 250-300 руб. она дает возможность получать минимальную пенсию в размере (с августа с.г.) 660 руб-лей. Конечно, пенсию хотелось бы и побольше, но все же, согласитесь, трудо-вая пенсия в 2-2,5 раза больше зарплаты - это вещь в мировой пенсионной практике нетипичная.
По тем же причинам нынешняя пенсионная модель не устраивает высоко-оплачиваемых: их пенсионные права недоучитываются, они недополучают пен-сии по сравнению с тем, что им должны были бы выплачивать, если бы не было перераспределения.
Новая пенсионная модель призвана в большем объеме учитывать пенсион-ные обязательства государства перед теми, кто больше зарабатывает и больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого - хотя бы частично персонифицировать средства, которые перечисляются в виде пенсионных пла-тежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в новой пенсионной модели объем перераспределяемых средств должен отчасти уменьшиться.
Один из механизмов, позволяющих обеспечить это, - разделение пенсион-ного тарифа. Ведь персонифицированные пенсионные права учитываются только в той его части, которая поступает в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых взносов, и составляет 14 проц. от фонда оплаты труда. Вторая же половина - 14 проц. - будет взиматься в форме налога, проводиться через госу-дарственный бюджет и направляться на перераспределение. Да и страховые взносы будут по-прежнему направляться на финансирование текущих пенсион-ных выплат. А это означает, что новая пенсионная модель остается в значи-тельной мере распределительной, основанной на солидарности поколений. И, если говорить о базовой пенсии, то источником ее финансирования, конечно же, будут налоги с заработной платы более высокооплачиваемых.
Таким образом, новая пенсионная модель, не ухудшая положение менее оплачиваемых, бедных, должна заинтересовать более оплачиваемых, богатых не скрывать свои доходы и платить с них налоги и взносы в Пенсионный фонд.
Создать такую заинтересованность требуется по многим причинам. И не последняя среди них - та, что доля дискриминируемых нынешним пенсионным законодательством постоянно растет. По статистике, зарплаты в размере менее 2 тыс. рублей (напомню, это максимальная величина учитываемого сегодня размера заработной платы при назначении) в стране получает около 40 проц. наемных работников, более 2 тыс. - свыше 60 процентов. Если ничего не ме-нять, то к 2010 г. 90 проц. наемных работников будет при назначении пенсии зарплаты дискриминированы подобным же образом. Если же зарплаты выйдут, как предполагается, из тени, рост числа обиженных законом №113-ФЗ будет еще более быстрым. Таким образом, более полный учет пенсионных прав - в интересах большинства, а не меньшинства населения. И большинство должно свои интересы осознавать и защищать.
Страховых взносов, поступающих в настоящее время в ПФР, достаточно для финансирования выплаты трудовых пенсий. Основной же причиной задол-женности является то, что ПФР вынужден брать на себя дополнительные обяза-тельства, связанные с недофинансированием пенсий из федерального бюджета. Таким образом, одним из способов улучшения финансового положения ПФР является своевременное и в полном объеме финансирование федеральным бюджетом собственных обязательств по пенсиям.
Полагаем, что тариф страховых взносов необходимо дифференцировать следующим образом: все наемные работники уплачивают страховые взносы одинаковой величины вне зависимости от профессиональной или отраслевой принадлежности, остальные категории (индивидуальные предприниматели и творческие работники) уплачивают взносы в размере, необходимом для финан-сирования соответствующих категорий пенсионеров, каждый со своей доход-ной базы. Необходимо освободить ПФР от выплаты пенсий и иных платежей, не обеспеченных страховыми взносами, и не допускать в дальнейшем задержек с финансированием выплат из федерального бюджета.
Однако без кардинального улучшения экономической ситуации в стране меры, предпринимаемые для стабилизации положения в пенсионной системе, не принесут желаемых результатов.