Введение:
Важнейшим результатом реформ в России стали реальная децентрализа-ция власти, собственности и управления, превращение регионов и территорий в реальные субъекты процесса присвоения. Начался процесс становления прин-ципиально новой формы собственности - муниципальной.
Муниципализация (от латинского слова municipium – самоуправляющая община) означает «передачу государственной властью права собственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского само-управления».
Муниципализация способствует становлению той экономической базы, благодаря которой появляется возможность улучшать и облегчать условия жиз-ни населения.
Впервые термин «муниципальное образование» был введен в юридиче-скую практику Гражданским кодексом РФ. Однако ни в Конституции РФ, ни в Гражданском кодексе прямых определений понятию «муниципальное образо-вание» не дается. При сопоставлении Конституции РФ и Гражданского кодекса напрашивается вывод, что под муниципальным образованием следует понимать некую территорию, на которой проживает население (необязательно компактно и оседло), или часть городской территории, приобретшую особый статус (ста-тус муниципального образования), позволяющий им участвовать в гражданских правоотношениях, осуществлять самостоятельную социальную и экономиче-скую политику. В соответствии со ст.2 Федерального закона №131 от2006 г. [17], «муниципальное образование – это городское или сельское поселение, му-ниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения». Необходимо отметить, что понятие «муниципалитет», которое очень часто встречается в учебной и научной литературе, в российском законодательстве практически не используется, из-за чего не проводится пра-вовых различий между городскими и сельскими муниципальными образова-ниями.
В настоящее время наличие местного бюджета является характерным признаком муниципального образования, его непременным атрибутом. Бюдже-ты субъектов РФ входят во второй уровень бюджетной системы, а местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ [1].
Целью исследования в работе является изучение формирования местно-го бюджета и методика организации и проведения ревизий в муниципальных образованиях.
Задачи исследования заключаются в том, чтобы изучить теоретические аспекты формирования местного бюджета, проанализировать организацию работы и исполнения бюджета за 2003-2005 г., изучить методику организации и проведения ревизий в муниципальных образованиях и законодательное ре-гулирование экономической основы местного самоуправления и контрольно-ревизионной деятельности.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Та-ким образом, формирование каждого местного бюджета обусловлено важней-шей задачей – финансовым обеспечением реализации полномочий местного самоуправления на территории муниципального образования. Эти полномочия в соответствии с законодательством тесно увязывается с решением вопросов местного значения, а также с реализацией переданных органами государствен-ной власти отдельных государственных полномочий органам местного само-управления.
Глава 4:
Цель ревизии или проверки - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хо-зяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движе-нием имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии. Контрольно-ревизионным отделом настоящий пункт Инструкции №42 не соблюдается. Таким образом, это существенно сни-жает качество проверки. Также наряду с программой ревизии не составляется общий план проведения ревизий в администрациях поселкового совета.
Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и ут-верждается руководителем контрольно - ревизионного органа.
Составлению программы ревизии должен предшествовать подготовитель-ный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистиче-ские данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово - хо-зяйственную деятельность подлежащей ревизии администрации поселкового совета.
Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руково-дителем ревизионной группы (контролером - ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бух-галтером) ревизуемой организации.
Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером - ревизором), вручается руководителю реви-зуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую ин-формацию, относящуюся к предмету ревизии. Документы, собранные мною в ходе выполнения дипломной работы, свидетельствуют о том, что ни в одном акте ревизии не было вводной части, а это нарушение Инструкции №42.Но сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что в специальной литературе нет однозначного подхода к требованиям, предъявляемым к материалам реви-зии, следовательно, каждое ведомство подходит к этому вопросу по-разному. Также, ознакомившись с актами ревизий проводимых в администрациях посел-кового совета, невольно создается впечатление, что работники контрольно-ревизионного отдела включают в акт ревизии мелкие нарушения, в отношении которых в ходе ревизии могут быть предприняты меры к их устранению, необ-ходимо обращать внимание на более серьезные недостатки в функционирова-нии администраций поселкового совета. Загромождение актами такими мате-риалами снижает его мобилизующее значение, вызывает излишнюю работу по перепроверке фактов второстепенного значения.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инст-рукцией, работники контрольно - ревизионного органа обязаны руководство-ваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными пра-вовыми актами.
Заключение:
Развитие местного самоуправления практически связано с решением во-просов местного значения, организацией территориального управления и соци-ально-экономического развития сообществ.
К предметам ведения местного самоуправления относится комплексное социально- экономическое развитие муниципального образования, принятие планов и программ развития муниципального образования, учреждение отчетов об их исполнении. Новый закон, вступающий в силу 1 января 2006 года, закре-пляет за органами местного самоуправления данные полномочия.
Развитие муниципального образования осуществляется главным образом за счет такого источника финансирования как местный бюджет.
Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых нор-мами права общественных отношений, складывающихся по поводу формиро-вания и расходования денежных средств для осуществления функций и компе-тенций местного самоуправления.
Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от ре-гулирующих доходов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 1 января 2006 г. статья 48, которая регламентировала понятие регулирующие доходы, утратила силу, данный вид доходов принято считать в составе собственных до-ходов местного бюджета.
Идеальной считается ситуация когда расходы соответствуют доходам, но в настоящее время социально-экономическое положение многих российских городов и районов оставляет желать лучшего, все чаще возникает вопрос о при-влечении дополнительных финансовых ресурсов в экономику муниципальных образований.
Необходимо отметить, что наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жи-лищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством и т. д. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жилье, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в му-ниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджет-ных расходов.
Анализ последних нормативно-правовых актов позволяет сделать сле-дующий вывод: лишая муниципальные образования необходимой финансовой базы, делая их зависимыми от финансовых потоков вышестоящих уровней бюджетов, тормозится продвижение экономических реформ во всех типах му-ниципальных образований страны.
Эта проблема является причиной складывающегося дефицита районного бюджета, т. к. не осуществляется жесткий контроль за поступлением денежных средств в местный бюджет из вышестоящих бюджетов. Таким образом, напри-мер, из областного бюджета средств за последние три года выделялось в два, а то и три раза меньше, чем планировалось, а это серьезный удар по бюджету. Однако необходимо отметить заслуги граждан, благодаря которым на протяже-нии последних восьми лет продолжается тенденция повышения доходной части районного бюджета за счет собственных средств. Не последнюю роль в повы-шении доходной части бюджета играет реформа ЖКХ, которая в совокупности с другими преобразованиями позволяет производить больше расходов, чем планируется.
На сегодняшний день одной из основных проблем муниципального обра-зования является отсутствие целостности методики управления имеющимися в их распоряжении финансовыми ресурсами, обеспечивающие достижение по-ставленных задач и непосредственное выполнение функций, возложенных на них законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».