Введение:
В настоящее время учетная политика для целей налогообложения является внутренним документом хозяйствующего субъекта, избранные элементы которого оказывают влияние не только на порядок формирования раздельного и налогового учета, но и на формирование бухгалтерского учета организации. Это связано с вступлением в начале 90-х гг. XX в. Российской Федерации в период перехода к рыночным экономическим отношениям, потребовавшим реформирования всей законодательной базы, в том числе налоговой и бухгалтерской.
В связи с реформированием налогового законодательства с 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 НК «Налог на прибыль организаций», а в связи с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета с 1 января 2003 г. вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02.
В 90-х гг. XX в. определение налоговой базы для исчисления налогов осуществлялось на основании данных бухгалтерского учета, причем бухгалтерский учет выполнял расчетно-налоговые функции практически в полном объеме. Это было связано с тем, что существующий уровень развития, как налогообложения, так и системы бухгалтерского учета полностью выполняли возложенные на них функции. Но уже к середине 90-х гг. в связи с постоянным реформированием налогового законодательства потребовалась корректировка данных бухгалтерского учета для целей определения налоговой базы, а с вступлением в силу главы 25 НК «Налог на прибыль организаций» объем корректировок значительно увеличился и налоговый учет из процедур корректировки превратился в автономную систему учета. Данные изменения определили сложности, как для бухгалтерского, так и для налогового учета, в связи с чем было разработано и вступило в силу ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль, которое информативно связало бухгалтерский и налоговый учет. Основной целью данного документа является отражение в бухгалтерском учете и отчетности взаимосвязи прибыли (убытка), признанной в бухгалтерском учете, и налоговой базы по налогу на прибыль, определенной в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Результатом данных нововведений стало появление в бухгалтерском учете и отчетности новых объектов учета: отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, которые должны быть раскрыты в Ф1 «Бухгалтерский баланс» и в Ф2 «Отчет о прибылях и убытках». Таким образом, в настоящее время избранные элементы учетной политики для целей налогообложения оказывают влияние на формирование показателей бухгалтерской отчетности, которая, в свою очередь, является информационной базой для анализа финансово - хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и принятия управленческих решений.
Учетная политика для целей налогообложения является инструментом налогового планирования, это связано с тем, что выбор методов ведения налогового учета оказывает влияние на расчет налоговой базы по налогу на прибыль, причем не только текущего отчетного (налогового) периода, но и будущих периодов.
Глава 3:
Из данных таблицы видно, что использование разных способов расчета налога к уплате в бюджет влияет на суммы ежемесячных авансовых платежей.
Выбор данного элемента учетной политики зависит в основном от того, каким образом меняется прибыль хозяйствующего субъекта, а так как за предыдущий период прибыль у анализируемого предприятия отсутствует, то целесообразнее использовать метод исчисления налога на прибыль и уплаты авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, что и прописано в учетной политике.
Распределение налога на прибыль по обособленным подразделениям.
Данный элемент в анализируемой учетной политике отсутствует, так как ОАО «Гжельский кирпичный завод» обособленных подразделений не имеет.
Таким образом, анализ учетной политики для целей налогообложения
ОАО «Гжельский кирпичный завод» позволил оценить организационные и методические особенности ее формирования. В результате чего был проанализирован выбор элементов учетной политики для целей налогообложения на предприятии, на основании чего предложены следующие рекомендации по совершенствованию данного документа:
1. Добавить в раздел «Амортизационная политика» такой элемент, как применение амортизационной премии;
2. Изменить метод списания сырья и материалов в производство по средней стоимости на метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
3. Предусмотреть применение следующих резервов:
- резерв на ремонт основных средств;
- резерв по сомнительным долгам;
- резерв на предстоящую оплату отпусков работников.
Заключение:
Учетная политика для целей налогообложения является одним из важных элементов документооборота хозяйствующего субъекта.
С одной стороны, это связано с требованиями законодательства, а именно Налоговым Кодексом РФ, с другой – она играет важную роль в современных условиях хозяйствования, а именно оказывает влияние на формирование показатели финансово- хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, во-первых, учетная политика выступает инструментом налогового планирования, так как избранные элементы оказывают влияние на формирование налоговой базы, что влияет на размер исчисленных налогов, во- вторых, избранные элементы налогового учета оказывают влияние на формирование показателей бухгалтерского учета, а именно на размер отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств, постоянных налоговых обязательств, отражаемых в финансовой отчетности, на основании которой осуществляется анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
В связи с тем, что в Налоговом Кодексе установлены лишь отдельные моменты формирования данного документа (порядок утверждения; порядок применения; порядок внесения изменений и дополнений и др.) структуру учетной политики хозяйствующий субъект разрабатывает самостоятельно. Учетная политика для целей налогообложения должна в себя включать следующие разделы:
1. Организационный;
2. Методологический;
3. Технический.
Организационный раздел должен в себя включать общие принципы построения налогового учета:
- на кого возложена обязанность по ведению налогового учета;
- порядок и сроки предоставления документов в головную организацию (для хозяйствующих субъектов со сложной организационной структурой).
Методологический раздел должен содержать конкретные методики по расчету отдельных видов налогов. Данный раздел учетной политики должен включать в себя два элемента: