Введение:
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в об-ществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм го-сударственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на обще-ственное производство, его динамику и структуру, состояние научно-технического прогресса.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить 3 крупных этапа. На начальном этапе развития от Древнего мира до начала Средних веков государство не имело финансового аппарата для определения налогов и сборов. Оно определяло лишь общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов получало городу или общине. На втором этапе (XVI-нач.XIXвв.) воз-никли сети финансовых учреждений, которые установили квоту обложения, наблюдали за процессами сбора налогов. И, наконец, при третьем, современном этапе государство взяло в свои руки все функции установления и взимания на-логов, а региональные и местные органы власти стали играть роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
А вообще, налогам отводится важное место среди экономических рыча-гов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом для управления рыночной экономикой.
В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, суще-ствует разветвленная система налогов, взимаемых как с юридических лиц, так и с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуе-мых в российском законодательстве с 1990-х гг. обобщенным термином - физи-ческие лица.
Согласно действующему налоговому законодательству Российской Феде-рации, организация, выплачивающая заработную плату физическим лицам - ра-ботникам, является налоговым агентом по учету налога на доходы физических лиц.
Темой настоящей работы является как раз исследование этого одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран.
Актуальность данной темы дипломной работы обуславливается рядом факторов. НДФЛ одно из важных мест то в формировании доходной части тер-риториальных и муниципальных бюджетов. НДФЛ имеет ярко выраженный фискальный характер, кроме того, взимание этого налога имеет большие пер-спективы.
Глава 3:
Учитывая вышесказанное можно утверждать, что существующая сис-тема уплаты НДФЛ позволяет региональным властям (или местным органам самоуправления) в некоторой степени снижать налоговое бремя на предпри-ятия, зарегистрированные в качестве налогоплательщиков в данном регионе (муниципалитете). Это происходит за счет уже упомянутого механизма «им-порта» доходов и «экспорта» бюджетных расходов. Таким образом, при отка-зе от зачисления доходов от НДФЛ в бюджет по принципу места работы, со-ответствующие бюджеты потеряют часть бюджетных доходов и, соответст-венно, будут вынуждены восполнять потери за счет прямого или косвенного увеличения налогового бремени на работающие предприятия на территории города или области. Это может негативно сказаться на экономическом разви-тии соответствующего региона или муниципального образования.
Таким образом, отказ от системы уплаты налога по месту работы в пользу уплаты налога по месту жительства потенциально может привести к снижению экономической активности в том случае, когда соответствующие органы власти решат заместить выпадающие доходы за счет альтернативных источников доходов. Однако учитывая то обстоятельство, что фактически, при действующей системе зачисления НДФЛ по месту работы, часть расход-ных обязательств переносится на бюджеты соседних муниципальных образо-ваний, возникает вопрос об эффективности расходования бюджетных средств и справедливости распределения как доходных источников, так и расходных обязательств между муниципалитетами.
При этом, безусловно, важная задача стимулирования экономического роста должна решаться не за счет соседних муниципальных образований, а за счет собственных резервов по оптимизации работы с инвесторами, создания благоприятной среды для функционирования малого и среднего бизнеса, снижения административных барьеров. Кроме того, существует большой список налогов на хозяйственную деятельность – налоги на прибыль и пред-принимательскую деятельность, которые могут быть использованы в качест-ве рычагов влияния на экономическую активность. Использование в этом ка-честве НДФЛ, который не является налогом на предприятия и, в целом, на хозяйственную деятельность, представляется нецелесообразно.
С другой стороны, введение системы зачисления НДФЛ по месту жи-тельства также может повлиять на экономическую активность через мобиль-ность факторов производства. Получив дополнительные доходы за счет НДФЛ, местные власти будут заинтересованы в создании благоприятной среды проживания для дальнейшего привлечения налогоплательщиков. Та-ким образом, будет происходить перемещение рабочей силы и активизация экономической деятельности в конкретных муниципальных образованиях.
Отметим отдельно, что цель повышения привлекательности региона для налогоплательщиков могла бы быть решена посредством введения воз-можности различных форм надстраивания регионального (или местного) НДФЛ над федеральным налогом.
Заключение:
Налог на доходы с физических лиц – это прямой федеральный налог, который представляет собой изъятие доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.
Налог в размере 100% поступлений зачисляется в консолидированные бюджеты субъектов РФ, при этом его доля в бюджетах территорий в целом по РФ составляет более 30%, а в структуре налоговых доходов консолидиро-ванного бюджета он занимает третье место (после НДС и налога на прибыль организаций) с долей более 15%. В настоящее время НДФЛ играет огромную роль в сбалансированности территориальных бюджетов РФ.
Налогоплательщиками НДФЛ признаются:
физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогопла-тельщиками:
от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся нало-говыми резидентами РФ.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а так¬же до-ходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные нало-говые ставки.
Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.
По налогу на доходы физических лиц установлены следующие налого-вые ставки: 13, 35, 30, 9%.
Для целей налогообложения НДФЛ доход, полученный физиче¬ским лицом в календарном году, уменьшается на определенные суммы - налого-вые вычеты - стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из работода-телей по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявле-ния и документов, подтверждающих право на эти вычеты.
Социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании ка-лендарного года.
Суммы налога на доходы физических лиц исчисляются отдельно по каждой группе доходов, для которых предусмотрены различные нало¬говые ставки, при этом сумма налога по каждой группе доходов опре¬деляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля ис¬численной налоговой базы.
Исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами нарас-тающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца при-менительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текуще¬го налогового периода суммы на-лога.