Введение:
Муниципальные образовательные учреждения (МОУ) находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями образовательные учреждения были привязаны к госу-дарству, к господствующей системе. Конечно, особенно в последние годы, уже остро давали о себе знать такие проблемы, как отставание в воспитательных планах, «перекосы» в подготовке специалистов определенного профиля. Все более обострялись социальные проблемы работников муниципальных образо-вательных учреждений. Другими словами, запас прочности на данный период был крайне незначительным. Поэтому трудности, которые в период реформ не-избежны, оказались для системы дополнительного образования России особен-но болезненными. Они привели к заметным потерям.
Реформы в России придают сфере дополнительного образования новое значение. Сейчас, в современный период, нужно наиболее максимально сохра-нить все то ценное, что есть у нас, все жизнеспособное в новых условиях.
В современных условиях муниципальные образовательные учреждения хо-тя и медленно, но становятся другими. МОУ начали переход на гибкие системы обучения. Это тоже влияние реформ, важнейшее условие для подготовки со-временного школьника. МОУ не могут жить в современных условиях без под-держки со стороны государства.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности му-ниципальных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни воспитателей и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности МОУ. У образовательных учреждений нет денег на по-купку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового оборудования.
Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы.
В качестве объекта исследования выступает муниципальное образователь-ное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юно-шеского) творчества»
Целью дипломной работы является анализ организационно-экономических основ и особенностей функционирования муниципальных образовательных уч-реждений, расход бюджетных средств и варианты возможной экономии ассиг-нований.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечест-венных специалистов.
Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного анализа, экономико-статистического, сравнения и других.
Глава 3:
Для этого необходим нормативный правовой документ, устанавливающий порядок подготовки и утверждения графиков проведения аттестации и государ-ственной аккредитации. Определяя потребность в денежных средствах на осно-ве графиков проведения аттестации и государственной аккредитации, необхо-димо соблюдать важное требование, установленное законодательством, заклю-чающееся в том, что финансирование образовательного учреждения в соответ-ствии с его видом и категорией должно начинаться с момента получения им свидетельства о государственной аккредитации. При этом необходимо учиты-вать и тот факт, что в регионах функционируют образовательные учреждения, которые вновь должны быть аккредитованы в текущем году. Поэтому в Про-грамму целесообразно включать перспективные графики проведения аттеста-ции и государственной аккредитации образовательных учреждений в регионе с одновременным планированием финансовых средств, обеспечивающих реали-зацию решений государственной комиссии по аккредитации.
б) научно-исследовательское направление Программы.
В рамках Программы (подпрограммы) необходимо проведение приклад-ных исследований, обеспечивающих разработку и установление местных (ре-гиональных) нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду и категории образовательного учреждения. Планирование и распределение финансовых средств на основе расчета мини-мально необходимой потребности в них для реализации программы образова-ния определенной направленности в учреждении является одним из главных экономических условий его перехода на дифференцированное финансирование.
В мероприятиях Программы целесообразно предусмотреть проведение анализа расходования образовательным учреждением финансовых средств на реализацию общеобразовательной программы определенной направленности. Анализ позволит выявить ту часть финансовых средств, которая обеспечивает финансирование образовательного учреждения в соответствии с его видом и категорией.
Определение объема минимальных расходов для каждого вида образова-тельных учреждений в конкретном регионе позволит обосновать местные ре-гиональные нормативы бюджетного финансирования.
в) направление Программы "Финансовые ресурсы и механизмы реализа-ции дифференцированного финансирования образовательных учреждений".
Первоочередной задачей в этом направлении является обеспечение воз-можности введения единого порядка планирования финансовых средств для осуществления дифференцированного финансирования образовательных учре-ждений. Назревшая необходимость изменения условий формирования источни-ков финансирования образовательных учреждений может быть реализована пу-тем привлечения к участию в Программе различных внебюджетных фондов как системы образования, так и других инновационных региональных фондов. Це-лесообразны разработка механизмов привлечения их ресурсов к финансирова-нию учреждений дополнительного образования; определение условий взаимо-действия с банковскими и другими финансовыми структурами. Для этого, воз-можно, потребуется создание региональной межведомственной организацион-ной структуры (комиссии, фонда и пр.).
Созданию сети региональных внебюджетных фондов в целях использова-ния их ресурсов для финансирования как мероприятий Программы, так и самих учреждений может быть посвящен отдельный раздел Программы. В качестве ресурсов рассматриваются не только финансовые средства, но и материально-техническое обеспечение образовательных учреждений (оборудование, инвен-тарь, капремонт и др.).
Заключение:
Итак, подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что десятиле-тиями учреждения были привязаны к государству, к господствующей системе. В последние годы все более обострялись социальные проблемы работников об-разовательных учреждений.
В современных условиях образовательные учреждения хотя и медленно, но становятся другими. МОУ начали переход на гибкие системы обучения. Од-нако МОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности обра-зовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни воспитате-лей и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей дея-тельности МОУ. У образовательных учреждений нет денег на покупку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового оборудования.
К сожалению, в нынешних условиях система финансирования образова-ния, несмотря на декларируемость новых принципов, осталась по сути преж-ней, не учитывающей реального уровня потребности. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что образовательные учреждения ориентиру-ются на объемы работы, обусловленные не потребностью населения в образо-вательных услугах, а обеспеченные финансированием. Поэтому исходя не из потребности, а на основании финансовых прогнозов планируются объемы об-разовательных услуг, производственные мощности, штаты и т. д.
Хозяйственная деятельность МОУ в УР пополняет финансовые средства за счет:
оказания платных услуг населению;
оказания образовательных услуг по договорам с родителями, спонсорство различных организаций, предприятий.
Эти средства, используемые МОУ на обеспечение учебно-воспитательного процесса, текущие хозяйственные нужды учреждения и материально-техническое развитие, являются средствами самофинансирования, поскольку поступления из основных источников составляют около 70% потребности.
Прочие источники дополнительного финансирования МОУ, разрешенные законодательством, - это дотации, благотворительные взносы и т. д.
Финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь выдерживают то давление, которое оказывается работниками бюджет-ных учреждений на финансовую систему в связи с недостатком средств по фи-нансированию образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
На сегодняшний день разработка эффективной системы бюджетных отно-шений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюд-жетной реформы. В настоящее время у субъектов федерации появилось больше прав в бюджетно-финансовых вопросах, в то время как на уровне местного са-моуправления возрастают в основном обязанности и возлагаемые на них функ-ции.
Платные образовательные услуги оказывают практически все образова-тельные организации. Коммерческие делают это с целью получения прибыли, а некоммерческие - для того, чтобы на заработанные деньги решать социальные задачи, ради которых они созданы. В дипломной работе рассмотрены основные модели дополнительных платных услуг в образовательных учреждениях.
Чтобы успешно работать в выбранном направлении, нужно уметь решать управленческие задачи. Например, определить, будет ли рентабельной новая образовательная услуга из числа предложенных выше, узнать, как увеличение или уменьшение числа детей скажется на прибыли, и тому подобные задачи.
Рассчитать все это можно на основе полного и документального бухгал-терского учета всех осуществляемых в организации хозяйственных операций.
Но, к сожалению, назвать оперативными эти сведения будет нельзя. Опе-ративную же информацию можно получить с помощью бухгалтерского управ-ленческого учета, где игнорируется принцип документальной обоснованности, а основное внимание уделяется прогнозу.
Важный вопрос – оптимизация бюджетных расходов и финансовая дисци-плина. Сокращение и оптимизация расходов достигаются через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслу-живания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемых ас-сигнований определяется кодом бюджетной классификации.