Введение:
Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.
Особую актуальность социальной поддержки приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. В общественной жизни идёт процесс отказа от многих утвердившихся за годы Советской власти стереотипов, идёт критическая переоценка социальных ценностей, осуществляется поиск новой модели общественного и государственного устройства, сопровождающийся порой значительными издержками в уровне и качестве жизни людей.
Разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальных служб, вооружение кадров комплексом методов и способов работы позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовать работу на порученном участке. С утверждением в обществе такой отрасли деятельности, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть подготовки специалистов для её организации и проведения. Только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности. Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многогранной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан – законодательно закрепленные государством формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения. В настоящее время к числу социальных гарантий относят:
- права, закрепленные конституцией: право на труд и льготы, связанные с его условиями, на образование и медицинское обслуживание, на отдых, на жилище;
- права, устанавливаемые законодательными и нормативными актами минимальная заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, стипендий, пособий социального страхования, пособий отдельным категориям населения. Необходимо не только сохранение этих гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление финансовой базы.
Глава 4:
В данном пункте приводятся результаты анализа некоторых показателей уровня жизни и основных параметров, характеризующих качество жизни населения Ульяновской области. Одним из важнейших индикаторов, определяющих уровень человеческого развития, является продолжительность жизни населения. За период с 1990 по 1999 гг. продолжительность жизни населения Ульяновской области сократилась с 69,6 до 68 лет. Для современной России, кроме основного показателя, уместно было бы учитывать еще показатель естественного прироста (убыли) населения. Из рисунка 3 (стр. 89) видно, что с 1992 года сформировался отрицательный баланс прироста населения и Ульяновская область в последние 5 лет теряла по 5,5 тыс.чел. ежегодно. «Русский крест», как обозначили это явление российские СМИ, является негативным социальным явлением, присущим всем регионам России. В России в целом показатель продолжительности жизни также снизился за этот период с 69,2 до 67 лет. В 2000 г. продолжительность жизни в России на 10 лет короче, чем продолжительность жизни населения ведущих стран мира.
Уровень доходов населения и прожиточного минимума
Важнейшим показателем, характеризующим качество жизни, который составляет в определенной степени базу и для оценки уровня образования и в значительной степени оказывает воздействие на продолжительность жизни, является уровень доходов на душу населения.
Заключение:
С 1995 года действует Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения». Настоящий Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами Международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание основывается на принципах:
адресности;
- доступности;
- добровольности;
- гуманности;
-приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним находящимся в трудной жизненной ситуации;
конфиденциальности;
- профилактической направленности.
В систему социальной защиты входят: государственная система развития современных технологий, обусловливающих научно - технический прогресс, ориентированных на высокую производительность труда и обеспечение занятости; изменение роли науки, её большая направленность на решение социальных задач; система социального страхования и пенсионного обеспечения, а так же чётких правовых гарантий по их выплате; увеличения потребления и поддержание покупательной способности населения в условиях роста цен, индексация фиксируемых доходов по мере изменения цен, установление минимальной заработной платы в соответствии с реальным прожиточным минимумом; материальная помощь малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам; многодетным и неполноценным семьям; финансированием государством подготовки переподготовки кадров и контроль за их трудоустройством; обеспечение определённого уровня образования, медицинской помощи, жилищного обеспечения, сферы услуг, экономической защиты, как гаранта социального развития индивида; налоговые льготы предпринимателям, вкладывающим средства в образование, систему социальной защиты, благотворительные фонды.