Введение:
Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов. В той или иной степени каждая кафедра, каждый работник высшей школы вынужден был решать их самостоятельно, в соответ-ствии со своим мировоззрением и совестью. Конечно, особенно в последние годы, уже остро давали о себе знать такие проблемы, как отставание в учебных планах, "перекосы" в подготовке специалистов определенного профиля. Все более обострялись социальные проблемы работников высшей школы. Другими словами, запас прочности на данный период был крайне незначительным. По-этому трудности, которые в период реформ неизбежны, оказались для системы высшего образования России особенно болезненными. Они привели к замет-ным потерям.
До сих пор мало какая страна в мире может соперничать с Россией по бо-гатству интеллектуальных ресурсов, достижений науки и техники. Вклад Рос-сии в мировую науку и культуру неоспорим. Россия обладает одной из самых мощных систем высшего образования в мире. В России около шестисот вузов, в которых учатся студенты по всем специальностям, сложившимся в мире.
Реформы в России придают сфере образования новое значение. Уже в ближайшее время страна будет испытывать огромную потребность в специали-стах мирового уровня, будут нужны не только профессионалы, но и люди вы-сокой культуры. Сейчас, в современный период, нужно наиболее максимально сохранить все то ценное, что есть у нас, все жизнеспособное в новых условиях.
В современных условиях вузы хотя и медленно, но становятся другими. Постепенно многие из них обрастают сетью научно-коммерческих предпри-ятий, которые призваны доводить идеи ученого до уровня интеллектуального товара. Вузы пока робко, но все-таки начинают занимать важную нишу по про-изводству наукоемкой и уникальной продукции.
Вузы начали переход на гибкие системы обучения. Это тоже влияние ре-форм, важнейшее условие для подготовки современного специалиста. Вуз обя-зан в новых условиях предоставить студенту ту образовательную программу, которую он выбрал.
Глава 4:
Образовательная акция представляет собой ценную бумагу, выпускаемую в обращении банком, сотрудничающим с УГНТУ на основании договора. Ко-личество выпущенных в обращение акций определялось администрацией из расчета количества студентов, принимаемых на учебу сверх государственного плана (финансируемого из бюджета).
Стоимость одной акции устанавливалась в зависимости от стоимости обу-чения, определяемой на момент выпуска акций. Предъявление акций в вуз на момент зачисления засчитывалось как факт оплаты.
Сданные в вуз в качестве средства оплаты обучения акции предъявлялись затем в банк для погашения и получения денег в соответствии с условиями до-говора между вузом и банком. Предусматривалась также возможность сдачи акций в банк по инициативе владельцев, после чего акции могли быть вновь пущены в обращение. Всего было продано 238 акций, зачислено по предъявле-нию акций 232 человека (51 акция были сданы в банк для погашения образова-тельных услуг; 68 владельцами акций). По предъявленным в вуз акциям был получен доход 348 млн. руб.
Совершенствуя систему привлечения дополнительных денежных средств путем использования ценных бумаг и используя новый закон РФ "О простом и переводном векселе", Октябрьский филиал Уфимского государственного неф-тяного технического университета в 2000 г. выпустил векселя УГНТУ, реализа-ция которых происходила по договору через АКБ "Башкиринвест банк".
В 2000 году было продано 430 векселей и в результате были получены де-нежные средства на сумму примерно 1 400 млн. рублей. В университет на плат-ную форму обучения по векселям было зачислено 164 человека.
Используя полученные в кредит денежные средства, УГНТУ дополнитель-но получил доход в размере более 200 млн. рублей. Кроме того, эти векселя ис-пользовались университетом в качестве оплаты за выполненные работы и услу-ги и имели хождение на вторичном рынке.
Заключение:
Таким образом, в данной дипломной работе рассмотрено состояние высше-го образования в России в переходный период, организация учебной деятельно-сти в университете, анализ финансово-хозяйственной деятельности и ос-новные направления повышения эффективности работы вуза.
Как показал анализ, сегодня высшее образование, с одной стороны, полу-чило определённые свободы действия, с другой - находится в кризисном со-стоянии, так как любая система свободна только тогда, когда она экономически свободна.
В результате проведения анализа организации управления, а также основ-ных экономических показателей, можно сделать следующие выводы:
Несмотря на экономическую ситуацию в стране, Уфимский государствен-ный нефтяной технический университет имеет положительную динамику сво-его развития. В период с 1994 по 2001 годы увеличилось количество специаль-ностей и направлений подготовки специалистов. Увеличилось количество фа-культетов, а также количество кафедр.
В то же время, как видно из проведенного экономического анализа, бюд-жетное финансирование на сегодня не обеспечивает покрытие расходов, так как некоторые статьи вообще не финансируются. Поэтому задачами университета в области экономики являются:
привлечение нетрадиционных источников;
оптимальное использование собственных резервов;
деятельность ректората в области обоснования получения дополнительных ресурсов в Министерстве образования.
Средств, выделяемых из государственного бюджета, катастрофически не хватает. В связи с этим сделан вывод о том, что университет самостоятельно должен изыскивать дополнительные источники внебюджетного финансиро-вания своей деятельности.
На мой взгляд, основными из них являются: