Дипломная по теме: Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период

Название работы: Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7

1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7

1.2. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 12

1.3. ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 14

1.4. РОЛЬ И МЕСТО ВУЗА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 16

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКТЯБРЬСКОМ ФИЛИАЛЕ УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЯНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 20

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСИТЕТА 20

2.2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА 24

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 32

3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 32

3.2. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА 39

3.3. ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА УНИВЕРСИТЕТА И АНАЛИЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

3.4. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 49

4. НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 56

4.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА 56

4.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВУЗАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦЕННЫХ БУМАГ 61

4.3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОЗАЧЕТОВ 63

4.4. ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ ОПЛАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЧЕРЕЗ СТРАХОВОЙ РЫНОК 65

4.5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

Выдержка:

Введение:

Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов. В той или иной степени каждая кафедра, каждый работник высшей школы вынужден был решать их самостоятельно, в соответ-ствии со своим мировоззрением и совестью. Конечно, особенно в последние годы, уже остро давали о себе знать такие проблемы, как отставание в учебных планах, "перекосы" в подготовке специалистов определенного профиля. Все более обострялись социальные проблемы работников высшей школы. Другими словами, запас прочности на данный период был крайне незначительным. По-этому трудности, которые в период реформ неизбежны, оказались для системы высшего образования России особенно болезненными. Они привели к замет-ным потерям.

До сих пор мало какая страна в мире может соперничать с Россией по бо-гатству интеллектуальных ресурсов, достижений науки и техники. Вклад Рос-сии в мировую науку и культуру неоспорим. Россия обладает одной из самых мощных систем высшего образования в мире. В России около шестисот вузов, в которых учатся студенты по всем специальностям, сложившимся в мире.

Реформы в России придают сфере образования новое значение. Уже в ближайшее время страна будет испытывать огромную потребность в специали-стах мирового уровня, будут нужны не только профессионалы, но и люди вы-сокой культуры. Сейчас, в современный период, нужно наиболее максимально сохранить все то ценное, что есть у нас, все жизнеспособное в новых условиях.

В современных условиях вузы хотя и медленно, но становятся другими. Постепенно многие из них обрастают сетью научно-коммерческих предпри-ятий, которые призваны доводить идеи ученого до уровня интеллектуального товара. Вузы пока робко, но все-таки начинают занимать важную нишу по про-изводству наукоемкой и уникальной продукции.

Вузы начали переход на гибкие системы обучения. Это тоже влияние ре-форм, важнейшее условие для подготовки современного специалиста. Вуз обя-зан в новых условиях предоставить студенту ту образовательную программу, которую он выбрал.

Глава 4:

Образовательная акция представляет собой ценную бумагу, выпускаемую в обращении банком, сотрудничающим с УГНТУ на основании договора. Ко-личество выпущенных в обращение акций определялось администрацией из расчета количества студентов, принимаемых на учебу сверх государственного плана (финансируемого из бюджета).

Стоимость одной акции устанавливалась в зависимости от стоимости обу-чения, определяемой на момент выпуска акций. Предъявление акций в вуз на момент зачисления засчитывалось как факт оплаты.

Сданные в вуз в качестве средства оплаты обучения акции предъявлялись затем в банк для погашения и получения денег в соответствии с условиями до-говора между вузом и банком. Предусматривалась также возможность сдачи акций в банк по инициативе владельцев, после чего акции могли быть вновь пущены в обращение. Всего было продано 238 акций, зачислено по предъявле-нию акций 232 человека (51 акция были сданы в банк для погашения образова-тельных услуг; 68 владельцами акций). По предъявленным в вуз акциям был получен доход 348 млн. руб.

Совершенствуя систему привлечения дополнительных денежных средств путем использования ценных бумаг и используя новый закон РФ "О простом и переводном векселе", Октябрьский филиал Уфимского государственного неф-тяного технического университета в 2000 г. выпустил векселя УГНТУ, реализа-ция которых происходила по договору через АКБ "Башкиринвест банк".

В 2000 году было продано 430 векселей и в результате были получены де-нежные средства на сумму примерно 1 400 млн. рублей. В университет на плат-ную форму обучения по векселям было зачислено 164 человека.

Используя полученные в кредит денежные средства, УГНТУ дополнитель-но получил доход в размере более 200 млн. рублей. Кроме того, эти векселя ис-пользовались университетом в качестве оплаты за выполненные работы и услу-ги и имели хождение на вторичном рынке.

Заключение:

Таким образом, в данной дипломной работе рассмотрено состояние высше-го образования в России в переходный период, организация учебной деятельно-сти в университете, анализ финансово-хозяйственной деятельности и ос-новные направления повышения эффективности работы вуза.

Как показал анализ, сегодня высшее образование, с одной стороны, полу-чило определённые свободы действия, с другой - находится в кризисном со-стоянии, так как любая система свободна только тогда, когда она экономически свободна.

В результате проведения анализа организации управления, а также основ-ных экономических показателей, можно сделать следующие выводы:

Несмотря на экономическую ситуацию в стране, Уфимский государствен-ный нефтяной технический университет имеет положительную динамику сво-его развития. В период с 1994 по 2001 годы увеличилось количество специаль-ностей и направлений подготовки специалистов. Увеличилось количество фа-культетов, а также количество кафедр.

В то же время, как видно из проведенного экономического анализа, бюд-жетное финансирование на сегодня не обеспечивает покрытие расходов, так как некоторые статьи вообще не финансируются. Поэтому задачами университета в области экономики являются:

 привлечение нетрадиционных источников;

 оптимальное использование собственных резервов;

 деятельность ректората в области обоснования получения дополнительных ресурсов в Министерстве образования.

Средств, выделяемых из государственного бюджета, катастрофически не хватает. В связи с этим сделан вывод о том, что университет самостоятельно должен изыскивать дополнительные источники внебюджетного финансиро-вания своей деятельности.

На мой взгляд, основными из них являются:

Похожие работы на данную тему